Поколение Google.

Главная / Статьи / Поколение Google.
Поколение Google.

Generation Х — это термин, которым начали описывать детей, родившихся на Западе в период с 1960 по 1982 годы в период спада рождаемости после демографического взрыва. К моменту их совершеннолетия в обществе преобладал страх и тревога, неуверенность в будущем и скепсис в отношении светлого будущего. Буква икс стала символом окончания веры в основания предыдущих поколений и характеризовала новое отношение к жизни, выразившееся согласно исследованиям Стаусса и Хоу в следующем:

  • недовольство властью, недостаток доверия к руководству, особенно институционному.

  • Огромная политическая индифферентность.

  • Рост количества разводов.

  • Доступность противозачаточных средств.

  • Рост количества разногласий в образовательной сфере.

  • Проблемы окружающей среды и экологии.

Такой способ описания нового поколения дал путь к последующим обобщениям. Так, следующее поколение предложили назвать Generation Y (в английском Y произносится как WHY?) Пришедшее на смену поколение миллениалов, которое родилось после 1981 года и встретило новое тысячелетие в момент своего совершеннолетия, отличалось большой вовлечённостью в цифровые технологии. Именно на их взросление пришлась эра Интернета, цифровой передачи данных, развитие сотовой связи, кабельного телевидения и компьютерных игр. Generation Y наследовало антипатию к институциональному, однако решило продолжить и задать вопрос ПОЧЕМУ (Y-why?)

Существует насколько вариантов того, как назвать поколение, родившееся после 2000 года. Кто-то предлагает продолжить алфавит и закончить на Z. Однако, мне по душе Generation Google, который использовали в своей работе ряд британских учёных. И вот почему.

Именно развитие интернет-технологий изменило облик современного общества. Возможности доступного высокоскоростного интернета позволило иметь доступ к обмену информацией между любыми точками планеты мгновенно. Youtube, Skype, e-mail, Facebook, Instagram и, конечно же, Google. В отличие от предыдущих поколений, современному человеку для того, чтобы найти необходимую информацию, сегодня не нужно идти в библиотеку и перерывать тонны книг. Достаточно сказать «Ok Google» своему гаджету, и через мгновение тысячи источников предложат свою версию. Перед новым поколением открываются невероятные возможности.

Поиск информации.

Время доступа к информации исчисляется миллисекундами, а не днями. Нет пыльных библиотек, очередей за книгами, нет цензуры. Информация легко копируется и передаётся. Вы можете зайти на сайт из дома, офиса или яхты посреди океана. Возможности доступа поражают. Вместе с тем, возникает другая трудность. Как найти необходимую информацию в этой цифровой свалке? Результаты поиска забиты сотнями адресов, которые могут привести в никуда. Появился феномен Wikipedia, где ты можешь найти клад, а можешь нарваться на подделку. Время поиска сократилось, однако увеличилось время просеивания информации.

Скорость передачи.

Прошли те времена, когда бумажные письма шли месяцами, а иногда и вовсе терялись. Современные мессенджеры передают сообщение мгновенно с одной точки планеты на другую. Социальные сети позволяют делиться новостью с огромной аудиторией в режиме реального времени. Всё это делает информационное поле мобильным на порядки, чем раньше.

Влияние.

Великим мыслителям прошлого приходилось преодолевать множество трудностей, прежде чем их мысль станет достоянием общества. Сперва нужно было изложить свою идею в книге. Затем найти издателя, который бы взялся её напечатать (иногда в обход цензуры). После этого книгу ещё следовало распространить. И только тогда идея могла захватить умы миллионов.

Сегодня достаточно одного клика, чтобы идея стала достоянием людей. Для каждого открывается невероятные возможности своего влияния на общественное сознание. Мысль способна преодолевать государственные барьеры даже в тех случаях, когда общество отгорожено информационной стеной.

Вопрос только в том, стоишь ли ты того, чтобы тебя читали. Есть в ли твоей жизни то, что способно увлечь за собой и изменить жизни других. И здесь не обойтись без обсуждения угроз, с которыми сталкивается Поколение Google.

Кризис авторитетов.

Поколение Google наследовало недоверие к основным институтам. Однако в современных реалиях он перерастает в отрицание авторитетов. Справедливого суда не существует, поэтому возмездие ты должен совершить сам. Полиция появляется только тогда, когда всё уже решено. Представители власти — это лоббисты корпораций. Система образования — это Прокрустово ложе, где калечат твою индивидуальность. Семья — это источник психологических травм детства. Церковь — это сообщество религиозных фанатиков, которыми управляют нечестивые священники. Демократия — это новый способ порабощения. СМИ — это способ манипуляции общественным сознанием. Согласитесь, ведь это жуткий мир. Но именно так видит это мир поколение Google.

Кризис источников.

Новое информационное поле стало причиной кризиса источников. К примеру, раньше уважаемые издатели берегли свою репутацию. Самые респектабельные газеты проверяют своих информаторов, чтобы не выложить на своих страницах обман. Но сегодня с каждым годом остаётся всё меньше и меньше СМИ, которые бы не дискредитировали себя фейковыми новостями. Свободная интернет-энцеклопедия Wikipedia — это прообраз того, как формируется современное знание. Каждый может написать всё, что угодно.

Кризис разума.

Ещё Френсис Шеффер в книге «Бегство от разума» указывал на этот угрожающий тренд интеллектуального развития. Будучи блестящим представителем вымирающего вида интеллектуалов, он предупреждал о том, что наука теряет своё основание, когда философия теряет веру в способность познать истину. Интеллектуальный кризис поколения Google вырос на этой почве, однако был многократно усилен следующими факторами.

Перегруженность информацией.

Мир переполнен звуками, буквами и цифрами. Садишься ли ты в вагон метро, проезжаешь ли мимо сотен рекламных афиш, вынужден ли слушать радио в маршрутке — ты подвергаешься информационной бомбардировке. Интернет находит способы блокировки рекламы, но в реальной жизни всё сложнее. Неудивительно, что молодые люди пытаются блокировать это агрессивное вторжение и находят спасение от этого в наушниках. Постоянный звук избавляет от чужих звуков, но создаёт собственный шумовой фон. Этот фон воздействует на психику. Человек уже не может находиться в тишине. А ведь именно тишина позволяет остановиться и заглянуть вглубь себя, сосредоточиться и осмыслить свою жизнь.

Поверхностность.

Отчасти виной тому современная система образования, которая не успевает перестроиться под новый информационный мир. Парадигма школьного образования предыдущих поколений строилась на том, что ученик должен запомнить как можно больше информации и знать основные методы решения задач. Но объём информации за последние десятилетия вырос в разы. Он просто не умещается в голову. Вместе с этим, у тебя всегда под рукой есть Google. Зачем запоминать, если ты можешь в любой момент найти нужную информацию на сайте? Современный темп жизни позволяет тебе только ознакомиться с заголовками, кратким описанием. Вместо того, чтобы прочитать книгу, её можно просмотреть в фильме. Зачем копаться в архивах, когда ты можешь ознакомиться с историей на экране. Культура коротких интернет-роликов, общения твитами и познание из Wikipedia создаёт видимость обширных знаний, но совершенно не глубоких.

Гиподинамия разума.

Устройство жизни предыдущего поколения заставляло разум непрерывно напрягаться. Путешествие из одного города в другой требовало маршрута, атласа. Сегодня даже в родном городе за тебя это делает навигатор. Раньше телефонная книга была в голове, теперь я могу не знать наизусть даже телефонный номер моих детей. Идя за покупками, мы складывали и умножали в мозгу. Теперь это делает калькулятор в телефоне. И все эти улучшения могут быть ко благу, но только в том случае, если я нахожу другие упражнения для своего разума. Гиподинамия тела, вызванная появлением механического труда и бытовой техники теперь добралась до интеллектуальной сферы. Наш разум перестаёт трудиться. А это куда страшнее лишнего веса.

Разделение личности.

Понятие «имиджа» как внешнего образа, который ты представляешь другим, существовало всегда в той или иной мере. Люди всегда носили маски. Но виртуальный мир позволил человеку иметь несколько личностей. И речь даже не о фотографиях, отредактированных в Photoshop и выставляемых на странице профиля. Так, в социальных сетях ты можешь иметь свою основную страничку, которая показывает более или менее реального тебя. Но, помимо этого, ты можешь создать несколько профилей, в которых ты способен быть кем угодно: богатым пенсионером, девочкой кореянкой, трансвеститом или религиозным фанатиком. Интернет позволяет тебе проживать несколькими жизнями без страха быть разоблачённым. Общение в социальных сетях даёт возможность отвечать более подготовлено. Ты можешь создать себе образ развитой личности, тогда как в действительности ты можешь быть посредственностью.

Вот они, возможности и угрозы для Поколения Google. Как они распорядятся этими возможностями, решать только им.

P.S. Недавно подвозил своего сына с другом до дома. Оказалось, что девятиклассник увлекается чтением и философией. Мы поговорили о Ницше, Сартре и Камю, экзистенционализме и Сьёрене Кьёркеоре, Достоевском и Евангелии. Разговор оставил у меня приятное впечатление того, что не всё потеряно.