4 принципа служения Апостола Павла

4 принципа служения Апостола Павла

Наверняка многим из вас известна такая христианская конфессия как Методизм или методистская церковь. Это движение прочно ассоциируется с именем английского проповедника 18 века Джона Уэсли. 

Однако мало кому известно, что настоящим основателем этого движения был другой человек. К сожалению, даже историки методизма порой обходят вниманием человека, который стоял у истоков этого движения. 

Этим человеком был проповедник по имени Джордж Уитфилд (или Уайтфилд).

Уитфилд – один из величайших английских проповедников 18 века. 

Уитфилд известен тем, что вопреки канонам англиканской церкви, он стал проповедовать на улицах и в полях, собирая на свои проповеди десятки тысяч слушателей в разных городах и селах Англии. К 22-м годам он был уже известен как лидер Пробуждения. 

Уитфилд пригласил к сотрудничеству недавно пережившего возрождение Уэсли. Однажды Уитфилд отправился через Атлантику, чтобы проповедовать в английских колониях в Северной Америке и попросил Уэсли заменить его в проповеди и заботе о людях. На тот момент на эти собрания в нескольких селениях приходило около 30.000 человек. 

Уитфилд просил Уэсли не проповедовать на спорные темы, особенно о предопределении (или избрании), чтобы не породить разделений и не затормозить Пробуждение. 

Однако спустя всего 4 недели после отъезда Уитфилда, Джон Уэсли принялся проповедовать о доктрине предопределения, причем так, что назвал кальвинистское понимание этого вопроса, т.е. понимание, которое было у Уитфилда – богохульством и дьявольской доктриной. Хуже было то, что Уэсли опубликовал эту проповедь в виде трактата.  

Когда до Уитфилда дошел слух об этой проповеди, он писал Уэсли и просил его перестать, но тот оставался непреклонен. 

Будучи одаренным организатором, Уэсли постепенно превратился в самостоятельного лидера и объединил движение вокруг себя. И до сих движение методизма прочно ассоциируется именно с его именем.  

Примечательно то, каким было отношение Уитфилда ко всему
происходящему

В своей переписке с Уэсли, которая сохранилась, Уитфилд был сдержан, почтителен и относился к Уэсли с любовью. 

Хотя некоторые из друзей Уитфилда желали восстановления исторической справедливости и не хотели, чтобы движение, родоначальником которого был Уитфилд, приписывали Уэсли, тем не менее, Уитфилд не искал славы своему имени. Однажды он написал следующие слова:  

«Пусть имя Уитфилда погибнет, но имя Христа будет прославлено…Пусть мое имя вообще исчезнет, пусть даже мои друзья забудут меня, если это станет причиной прославления имя Иисуса… кто такой Кальвин и кто такой Лютер? Давайте будет смотреть превыше имен и групп, пусть Христос будет нашим «всё во всём», дабы Он был проповедан….Я не переживаю о том, кто находится выше всех. Я знаю свое место… быть слугой для всех. Я согласен ждать до дня суда, чтобы очистить свою репутацию, и после своей смерти, я не хочу никакой другой надгробной надписи, кроме этой: «Здесь лежит Джордж Уитфилд. Каким был этот человек, явит лишь Великий день» (Dallimore, George Whitefield, 2:258). 

У кого Уитфилд научился такому отношению к своей личности? 

У кого в Библии мы можем найти схожее отношение к своей персоне и своему служению? 

Я уверен, что одним из таких людей был Апостол Павел. 

Апостол Павел проявлял схожее отношение к своей личности и к своему служению. 

Откройте пожалуйста 1Кор. 4:1-5. 

Текст: 

Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божьих. 2 От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным. 3 Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. 4 Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. 5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога”.

Давайте немного вспомним контекст: 

Павел завершает свое обсуждение проблемы разделений в коринфской церкви. В церкви люди объединялись в группы и считали одного служителя важнее другого. 

Из первой и третьей глав послания мы узнаем, что в церкви люди говорили: “Я Павлов”, “Я Аполлосов”, “Я Кифин” и “Я Христов”. У коринфских верующих было неправильное представление о церкви и служителях. 

На протяжении всей 3-й главы Павел показывает, что все служители церкви: Аполлос, Петр или сам Павел – лишь слуги и они совершают служение лишь теми дарами, которые им дал Господь. 

1Кор. 3:5-7 “Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. 6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; 7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий”  По всей видимости, в церкви были люди, которые считали одного из служителей более одаренным или более важным для церкви. 

Апостол Павел призывает коринфян не хвалится людьми и не превозносили одного лидера над другим. 

3:22-23 “Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, – все ваше; 23 вы же – Христовы, а Христос – Божий

В тексте, который мы будем изучать сегодня Апостол Павел снова напоминает верующим о том, как он видит свое служение. И напоминает он об этом потому, что хочет, чтобы такое отношение к служителям было и у коринфян (Taylor, 1 Corinthians, NAC).  

В тексте, который мы будем изучать сегодня, Апостол Павел показывает нам свой взгляд на свое служение. 

В 4:16 Павел призывает верующих подражать ему. Подражать его хождению со Христом и его служению. 

Изучая сегодня первые стихи 4-й главы, мы сможем понять как Павел видел себя и свое служение. 

И поэтому Ключевой призыв к нам можно сформулировать следующим образом: 

Мы должны совершать свое служение по примеру Апостола
Павла 

Мы призваны подражать верным служителям. 

Переходное: В этом тексте мы можем увидеть 4 характеристики служения Апостола Павла. 

4 ХАРАКТЕРИСТИКИ СЛУЖЕНИЯ, КОТОРОМУ МЫ ДОЛЖНЫ ПОДРАЖАТЬ Актуальность: 

Все христиане призваны служить в поместной церкви. Каждый верующий подобного органу в человеческом теле может быть использован Святым Духом, чтобы принести духовное благо всей Церкви. 

Мы часто слышим о том, что нам нужно служить или что мы должны служить, но бывает, что мы упускаем из внимания на то, 

как мы должны это делать. С каким отношением мы призваны
совершать служение. 

Поэтому пример Апостола Павла будет полезен каждому из нас. 

Во-первых, мы видим, что у апостола Павла и его сотрудников было правильное отношение к своей роли. 

Первая характеристика служения Апостола Павла:

(1) ПРАВИЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СВОЕЙ РОЛИ (СТ. 1)

У нас должно быть правильное понимание своей роли. 

Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божьих” 

“каждый должен разуметь” или “каждый должен считать нас” – в языке оригинале здесь стоит повеление. 

Это не предмет выбора, не одна из двух-трех альтернатив. 

Павел призывает коринфян именно так относиться к себе, к Аполлосу, Тимофею или кому-либо другому. 

Кассиана: “Пусть считают нас служителями Христовыми и домоправителями тайн Божьих” 

Для того, чтобы правильно понять повеление Павла нам нужно понять фразу “служители Христовы”. 

Что значит выражение “служителей Христовых” ? 

В баптистских церквях уже привычно называть проповедников и духовных лидеров “служителями”. Нередко даже бывает, что такое использование слов приводит к нежелательному разделению церкви на “клир и мир” или “мирян и духовенство”. 

Но это ли имеет в виду апостол Павел когда называет себя и своих сотрудников “служителями”?

Вовсе нет. 

Когда Павел призывает верующих считать самого Павла и его сотрудников “служителями”, он имеет в виду нечто другое. 

В греко-римском обществе этим словом описывался человек, который находился в подчинении у вышестоящего. Это слово означало помощника или слугу.

Используя это слово Павел хотел подчеркнуть свое зависимое, подчиненное положение. 

Заметьте, здесь Павел не упоминает своего апостольства, хотя он не перестал им быть. Его цель не в том, чтобы возвысить себя или заявить о собственном авторитете. Действительно, иногда Павлу приходилось защищать свое Апостольство и свою миссию. Но не здесь. 

Здесь он подчеркивает свое подчиненное положение. 

Он – слуга Христа. Он находится в подчинении у Христа. Вся слава принадлежит Христу. Павел лишь Его слуга. Он подвластен своему Господину и поэтому никто не должен его превозносить. 

Посмотрите еще раз в ст. 1. 

Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божьих”

Второе выражение, с помощью которого Павел описывает себя и своих сотрудников это фраза: “домостроителей тайн Божьих”. 

Слово “домостроители” не связано со стройкой. Под словом “ домостроитель” не имеется в виду мастер по возведению каркасных домов. 

Хотя в 3:10 Павел сравнивал свое служение со строительством и называл себя “мудрым строителем”, здесь он использует другое слово. 

Слово, переведенное у нас как “домостроитель” в греч. языке описывало раба, которому было вверено распоряжение или управление какими-то ресурсами. 

На современной стройке пожалуй лучшим аналогом было бы слово “ прораб”. 

Как прораб – это человек, которого хозяин (заказчик) ставит ответственным за стройку.  

Так и домостроитель – это человек, которому Господин вверил управление или распоряжение какими-то ресурсами. 

Слово “домостроитель” как и слово “служитель” подчеркивает подчиненное и зависимое положение Павла. 

Павел не возвышался над коринфскими верующими или над другими служителями и не хотел, чтобы кто-то возвышал его. 

У Павла было правильное представление о собственной роли. 

Он призывал верующих считать его и команду его сотрудников подчиненными и слугами Христа. 

Христос доверил ему уникальное служение – быть “распорядителем (или домостроителем) тайн Божьих”. 

Что это за служение? 

Это служение проповеди Евангелия. 

Тайна – это проповедь спасительного Евангелия. В случае Павла – это проповедь Евангелия язычникам. 

В 1Кор. 2:7-9 Павел уже писал об этой тайне: 

но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, 8 которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. 9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его” 

У апостола Павла и его сотрудников было правильное отношение к
своей роли

Такое же отношение должно быть и у нас. 

Помните слова Иисуса:

Луки 17:10 “Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать” 

Служение, которое Бог нам доверил совершать в Его церкви – это привилегия. Мы не должны превозноситься или возвышаться над другими. 

Ваша поместная церковь принадлежит Иисусу. И если мы несем в ней какое-то служение, то мы выступаем лишь в роли слуг или рабов в доме Иисуса. 

Нам вверено что-то в попечение, но это не принадлежит нам и мы не должны искать собственной славы или собственной выгоды. 

Мы грешники и бунтари, которые были помилованы и которые были удостоены чести. 

Давайте посмотрим на второй стих и в нем мы увидим вторую
характеристику служения Апостола Павла: 

(2) ПРАВИЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В СЛУЖЕНИИ (СТ. 2)  

ст. 2 “От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным” 

Перевод Кассиана: “А от домоправителя требуется, чтобы нашли его верным” 

В этом стихе апостол Павел показывает, что прежде всего требуется от служителя. 

Верность. 

Слово “верный” – можно перевести такими словами как “надежный”. 

Иисус использует это слово в притче о талантах (Мф. 25:13-30). 

Обратите внимание, что рабы, использовавшие деньги Господина и принесшие плод назваными верными. 

Мы призваны быть верными в распоряжении теми ресурсами, которые нам вверены нашим Господином. 

Один толкователь заметил, что от домостроителя или слуги, которому было вверено распоряжение чем-то ценным, вопреки сегодняшним стандартным критериям оценки требуется:

– не красноречие или мудрость;  – не инициативность или успех;  но верность (Fee, 1Corinthians). 

Как когда-то сказал Джон Мак-Артур, мы должны переживать о глубине нашего служения, а Господь позаботиться о его масштабах. 

Верность и посвященность не измеряются количеством просмотров на Youtube или количеством лайков в соц. сетях. 

Верность определяется преданностью Божьему делу. Она определяется тем, насколько соответствует библейскому образцу ваш характер, ваша жизнь и ваше служение. 

Павел считал, что он должен был совершать апостольское служение. Он не был свободен совершать или не совершать. 

1 Кор. 9:16 “Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!”

Павел желал быть верным своему Господину. 

Иисус призвал Его на служение и Павел видел, что от него требуется верность и посвящение этому служению. 

Применение: 

Можно ли про вас сказать, что вы “верные” в распоряжении теми ресурсами, которые Господь вверил вам? 

Что приоритетно для вас? Верность или популярность?

Когда вы оцениваете служение других на какие критерии вы обращаете внимание? 

Насколько вы цените верность и посвященность в других верующих? 

Как часто вы благодарите Бога за верность в служении, за посвященность служению, ваших братьев и сестер? 

Если мы посмотрим на ст. 3-4, то увидим еще одну характеристику
служения Апостола Павла 

(3) ПРАВИЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОЦЕНКЕ ЛЮДЕЙ (СТ. 3-4)

ст. 3-4 “Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. 4 Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь

Стоит отметить, что слова Павла в этих стихах очень легко понять превратно. 

Возможно кто-то может предположить, что Павел здесь возвышается над коринфскими верующими и заявляют о том, что они не имеют права его судить. 

Пример: В 1302 году Папа Римский Бонифаций VIII буллу в которой провозгласил, что любая светская власть должна под подчиняться власти духовной. Согласно Бонифацию, духовная власть должна судить светскую власть. 

Если земная власть отклоняется от правильного пути, то духовная власть судит ее. А если меньшая духовная власть отклоняется от правильного пути, то низшего по рангу судит тот, кто стоит над ним. Если же высшая власть [папство] отклоняется, ни один человек не может судить ее, но один лишь Бог. Так и апостол свидетельствует: «Духовный судит о всем, а о нем судить никто не может…” 

К сожалению, сегодня есть служители, которые занимаются чем-то подобным. Они называют себя “Божьими помазанниками” и запрещают людям себя критиковать. Кто-то из них думает, что поступает как Павел и лишь подражает Апостолу.  

Давайте еще раз посмотрим стихи 3-4.  

Неужели Павел пишет здесь о том, чтобы его никто не смел судить, поскольку он Божий помазанник? 

При более пристальном исследовании текста мы видим, что Павел не предстает здесь гордым человеком, который не готов принимать критику. 

Это не защита его апостольства в том смысле, будто он заявляет о том, что он неуязвим к критике. 

Он говорит здесь о себе не как о помазаннике или апостоле. Обратите внимание на его слова. Он использует два слова, которые применялись к рабам. К тем, над которыми есть Господин. 

ст. 3 Павел говорит, что для него “очень мало” значит как они судят о нем. 

Павел не радовался тому, что в Коринфе целая группа людей называлась его именем. 

Он был рад, что он никого из них не крестил (1:14-15). Павел не хотел славы себе. Он понимал свою роль. 

У служителей есть искушение для служителей вести себя наподобие Авессалома, потихоньку “вкрадываться в сердца людей” и строить вокруг себя армию сторонников (2 Царств 15:2-6). 

Павел не хотел строить церковь вокруг себя. Служение было вверено ему Христом и он хотел объединять верующих вокруг Христа. 

Через это письмо Павел хочет разрешить проблемы в Коринфе, а не поддержать партию своих сторонников. 

Он строит не вокруг себя, а вокруг Христа. В этих главах он показывает, что Павел, Кифа и Аполлос – слуги Христа 

ст. 3 Кассиана “Для меня очень мало значит быть судимым вами или человеческим судом. Но я и сам себя не сужу”

ст. 3 НРП “Меня очень мало заботит, как вы или кто-то другой будет обо мне судить. Я и сам не сужу себя” 

Посмотрите еще раз на 

1Кор 3:5-8 “Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. 6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; 7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий. 8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду

Павел снова и снова подчеркивает, что его заботит не их оценка, а оценка, которую в будущем даст Христос. Ему не становится лучше, когда он слышит о том, что в церкви есть группа есть сторонников.

Это не тешит его самолюбие. Это его печалит. 

Павел не запрещает им судить или выносить оценку в принципе (Fee, 1 Corinthians). 

Чуть позже в 5:12 он напишет коринфянам о случае, где нужно применить церковную дисциплину, что ответственность членов церкви – осуждать неправильное (греховное) поведение членов церкви. 

В 6:5 Павел напишет, что верующие не должны идти судиться к неверующим, поскольку у них есть церковь для разрешения внутренних тяжб.

Поэтому Павел не против суда или оценки. 

Но он подчеркивает, что на его жизнь влияет не оценка людей, но оценка его Господина. 

Стив Лоусон: “Если вы угождаете Богу, то неважно кому при этом вы не угождаете. Но если вы не угождаете Ему, то неважно кому при этом вы угождаете”. 

У Павла было правильное отношение к оценке людей. 

Применение: 

Как вы относитесь к оценке людей? Как сильно вы переживаете из-за чьего-то мнения о вас? Насколько вас заботит чужая оценка?

Проповедь Джона Пайпера “Должны ли мы переживать о том, что думают люди?” 

  • Мы должны заботиться о том, чтобы быть светом и сохранять доброе имя (репутацию) среди всех людей, даже среди неверующих. 
  • Мы должны заботиться о репутации, когда на кону стоит Божья слава и Евангелие. 

Но 

  • Мы не должны заботиться о мнении людей, если вопрос касается их неодобрения нашей веры в Евангелие 

Луки 6:26 “Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их

Марка 12:14 “Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь

Гал. 1:10 “У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым” 

Помните, что боязнь людской критики – это проявление человекоугодничества.

Совет Сперджена: У проповедника один глаз должен быть слепым и одно ухо глухим (Лекции моим студентам, 356). 

Посмотрите пожалуйста на ст. 5. Здесь мы видим 4-ю характеристику
служению Апостола Павла 

(4) ПРАВИЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НАГРАДЕ (СТ. 5)  

ст. 5 “Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога” Помните, что будет день, когда дело каждого обнаружиться. 

2Кор 5:10 “ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое” 

Наша награда, а не наше спасение, связана с нашей верностью  

Каждый из нас должен помнить, что оценивать его служение будет Христос, а не люди. 

Не стремитесь к полному угождению людям. Прежде всего стремитесь угождать Господу. И если люди любят Господа, то они будут довольны когда вы угождаете Ему. 

Обратите внимание, что Павел здесь говорит не о суде, где будут распределяться места в рай. 

Вечность с Богом в раю обретается не через делание “добрых дел”, а через веру. 

Павел говорит здесь о том, что он совершает свое служение не для того, чтобы услышать похвалу здесь и сейчас, но для того, чтобы однажды услышать ее потом, из уст своего Господина 

1 Кор. 9:24-27 “Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. 25 Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного. 26 И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; 27 но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным

Применение: 

Ради какой награды живете вы? Ради чьей похвалы вы совершаете свое служение? Кому вы желаете угождать?

Когда вы совершаете служение, ждете ли вы, что какой-то аванс от будущей награды вы сможете получить здесь и сейчас, а не потом, в будущем, в царстве Христа? 

Готовы ли вы верно нести свое служение, даже если этого не замечают люди или люди неправильно реагируют на ваше служение?