Евангелие Благовещения

Евангелие Благовещения

Продолжение проповеди – в статье: где мы видим Евангелие в истории Благовещения?

Примерно в 6 веке до нашей эры, в Палестине, в 25км от Галилейского моря и 145 км севернее Иерусалима, вдали от больших дорог, посередине впадины и окруженный со всех сторон холмами, всего с одним колодцем пресной воды, располагался небольшой, непрестижный и неприметный, городок- деревня, не больше чем 500 жителей, о котором нет ни каких упоминаний в истории – о нем мало кто вообще знал  – как в силу своего неудобного географического расположения, так и в силу того, что там не было ничего интересного. Имя этого городка – Назарет.

И жила в этом городке обычная молодая девушка-подросток лет 15 по имени Марьям. Необычно лично для нее лишь было то, что она была уже несколько месяцев как помолвлена…

 Помолвка длилась не больше года и потом должна была наступить свадьба – время летело быстро… Хотя для нее, в ожидании – и не так быстро – ведь они не могли проводить время вместе и тем более иметь хоть какой то физический контакт, даже гулять взявшись за руки – это было запрещено законом.

    И вот однажды в обычной деревне с обычной девушкой произошло необычное событие, перевернувшее ход мировой истории и всего человечества, изменившее не только ее жизнь, но и наши с вами жизни.

Произошло БЛАГОВЕЩЕНИЕ – по греч.Евангелисмос. Радостная Весть.

Евангелие началось в тот самый день в Апреле 748 года от основания Рима или 6 году до н.э., о котором мы сейчас и прочитаем. Лук.1:26-38

 В шестой же месяц послан был ангел Гавриил от Бога в город галилейский, называемый Назарет, к деве, обрученной мужу по имени Иосиф, из дома Давидова; имя же деве Мария. Ангел, войдя к ней, сказал: «Радуйся, благодатная! Господь с тобой; благословенна ты между женами». Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал ей ангел: «Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца». Мария же сказала ангелу: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» Ангел сказал ей в ответ: «Дух Святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; поэтому и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница твоя, называемая неплодной, и она зачала сына в старости своей, и уже на шестом месяце, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». Тогда Мария сказала: «Вот раба Господня; да будет мне по слову твоему». И отошел от нее ангел.

Только Евангелист Лука описывает подробно и последовательно два чудесных рождения двух необыкновенных людей, зачатие, рождение и жизнь которых, и даже их родителей, связаны между собой.

  • Поэтому, во первых: в продолжении того, о чем я проповедовал ранее по Ев. От Луки – о родителях Иоанна Крестителя, Захарии и Елисаветы, и о радостной новости для них в проповеди «Бог не по расписанию», мы посмотрим, как связаны между собой эти две истории – что у них общего и в чем отличия.
  • И во вторых: ответим на вопрос – где мы видим Евангелие в истории Благовещения?
  • Что такое Евангелие вообще? Ну и естественно, как все это относиться к нам?

История Божьего вмешательства в процесс зачатия и рождения Иоанна Крестителя и Иисуса Христа, имеют 7 общих моментов и 3 основных различия. Начнем с похожего… (можете мне помочь…)

  1.   Один и тот же Ангел – по имени Гавриил. Это тот же самый Ангел, который дважды являлся Даниилу, подробно рассказывая о всем, что ждет человечество до самого конца времен, который 6 месяцев назад побывал в Иерусалиме с новостью о рождении долгожданного сына для бесплодной Елизаветы и вот теперь у него новая миссия – самая ответственная – принести Евангельскую Новость, в ожидании которой прошли 1000 лет…
  2. Похожее послание – у тебя будет ребенок. Только в одном случае – его ждали, и ждали очень долго – так, что уже и перестали ждать – пришла старость. А в другом – нет…

Вернее, Мария ждала бы, но в свое время – наверняка она думала, что за свадьбой последует и деторождение – никакая девушка не хотела даже и думать о том, что она может быть проклятой и не иметь детей… Но не так скоро и точно не сейчас!

Сейчас – это не радостная новость – именно поэтому у нее такая реакция- она в недоумении – как такое возможно?

  • В обоих случаях пришлось успокаивать слушающих послание.  Страх – это нормальная реакция при встрече с Ангелом. В большинстве случаев, люди падали на землю, закрывали лицо и даже теряли сознание, как Даниил, которого пришлось поднимать… А Захария, когда увидел Ангела испугался от его вида.

Мария же, была сбита с толку и пришла в замешательство – так можно перевести использованное переписчиками более мягкое слово «смущена», как будто красная девица, которая стоит и думает – странный какой то мужик и странно как то здоровается…!

   Нет, она реально «испугалась» – Лука использует однокоренное слово, которое описывает реакцию и у Захарии. Хотя лучше сказать «встревожилась и напряглась» и со свойственной девочке-подростку реакции, она не могла понять – что происходит и чего ей ожидать?!

Что будет дальше после слов – Бог к тебе проявил особую благодать и выбрал тебя среди всех женщин….И…?  

Именно поэтому Ангел и сказал Марии – не бойся. Точно такие же слова он сказал и Захарии.

  • Не бойся – так Бог говорил Аврааму, когда являлся к нему; Так Бог говорил Моисею, Иисусу Навину, Гедеону, Давиду, Илии, Исаие, Иеремии и другим пророкам, когда являлся к ним.

Эти же слова утешения Бог сегодня говорит каждому, кто верит в Него.

Обетования, которые Бог говорил своему народу, сегодня сказаны и нам, Его детям: не бойся, ибо Я с тобой; не смущайся, ибо Я Бог твой. Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей. (Ис.41:10).

  • Но бойся, если делаешь зло; бойся – если не уверуешь в Иисуса Христа, как в Своего Господа и Спасителя, потому что в таком случает новость будет не благой и не радостной: а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем. (Иоан.3:36)…

Фраза одна – но ее смысл зависит от ситуации и контекста.

  • В обоих случаях ребенку имя придумал Бог. Это необычно для культуры того времени, потому что по обычаю Мальчику имя дается на 8-й день жизни во время церемонии обрезания, когда, подобно праотцу Аврааму, он вступает в союз с Всевышним. Девочке давалось имя в ближайший после рождения день, когда в синагоге читают свиток Торы…

И чаще всего, имя ребенка отражало его сущность, определяло его наклонности и черты характера. Должно было отражать….

   Поэтому эту ответственность на себя брал отец – ведь как корабль назовешь, так он и поплывет – эту пословицу евреи понимали буквально, хоть и не знали о ее существовании…

  • Вот почему Небесный Отец и взял на себя эту роль – и Сам назвал Своего Сына.

Имя «Иисус», которым Мария должна была назвать ребенка, происходит от еврейского «Иешуа» – Иегова спасает… Это не редкое имя среди еврейских мальчиков, но в данном случае – оно точно попало в цельИисус буквально спас людей! И продолжает спасать!Потому что Он – Бог! И Он – Спаситель!

А Христос – это не фамилия, а титул. Это греческий эквивалент еврейского слова «Мессия», что значит «Помазанник».

Когда Иисус обратился к ученикам и спросил: за кого вы почитаете Меня, Петр ответил: «Ты Христос, Сын Бога живого». (Матф.16:16) Ответ конечно же обрадовал Христа, но Он ясно дал понять, что Петр это понял только потому, что Бог открыл ему это. 

Только Бог, просвещая сердца Духом Святым, дает увидеть в Иисусе не только великого учителя, исцелителя или пророка, но Господа и Спасителя. Если вы в это верите, то как и Петр – вы блаженны…

Иисус – это больше чем имя! Иисус – это и есть Евангелие, потому что Он – Спаситель, это Его Имя – а спасение – это цель Евангелия.

Кстати, в честь события Благовещения в России в Амурской области так назвали целый город. Благовещенск. Отразилось ли это название на истории города, неизвестно, кроме того, что жители гордятся названием, потому что звучит – красиво…

 Наши имена не всегда соответствуют нашей сущности или характеру. Но с именем Иисус – Его отец точно попал в цель! Он дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. (Фил.2:9-11)

  • В обоих случаях даётся разъяснение: кем будет будущий ребенок и что его ждет.

Посмотрите, что было сказано о еще не родившемся Сыне Марии:

  • Он будет Велик. Иоанн тоже будет велик, но велик перед Господом, в Его глазах. А Иисус – будет просто БОЛЬШЕ всех! Самый великий из великих. Как мы только что читали в послании Филлипийцам – перед Ним преклоняться абсолютно все из сотворенных….
  • Он наречётся Сыном Всевышнего. Всевышний или Высочайший – это имя Бога Яхве. Иисус будет назван, а не сам назовет Себя Сыном Божиим. Сам Бог Отец отождествил Себя с Сыном. Поэтому Иисус и говорил – я и Отец – одно. Больше Его никто так не называл, кроме Гадаринского бесноватого (мф.5:7) – бесы знали с кем имеют дело – они самые верующие, в смысле знания.

Но вот что удивительно: Иисус в Нагорной проповеди (Лук.6:35) сказал, что мы можем тоже быть сынами Всевышнего. И апостол Иоанн так прямо и сказал: А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть детьми Божиими (Иоан.1:12).

Нам, как и Марии в это возможно трудно поверить, но нам, как и Мария нужно сказать: да будет мне по Слову Твоему!

Так говорит Писание – Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божьими. (1Иоан.3:1).

  • Он станет Царем Иудейским на престоле Давида. Отец Марии был потомок Давида, поэтому все было законно… Мессию ждали и ждали именно из этого рода. С этим легче, но вот:
  • Он объединит под Своим правлением Весь Израиль. Дом Иакова символизировал весь Израиль, потому что Иаков был отцом 12 патриархов, а значит отцом всего Иудейского народа.

А это уже мечта всех иудеев – объединённое и восстановленное царство под мессианским правлением в 1000 царстве! Вот кем будет Иисус. И однажды это осуществиться, так же, как и все остальное, что было предсказано о Христе и исполнилось.

  • Его царство будет Вечным. Однажды наступив, оно никогда не завершиться! В это сложно поверить и представить, ведь правителю вечного царства нужно и Самому быть Вечным!

Но Иисус и здесь позже расставил все точки над И, сказав всего одну фразу: прежде, нежели был Авраам, Я есмь». (Иоан.8:57)

Легко ли во все это было поверить- не легко, но как увидим позже, Мария приняла с покорностью эту новость.

  • Но не эта новость смутила Марию, а то, как это возможно: без секса иметь детей…?! Ведь я мужа не знаю – искренне говорит Мария, как будто оправдываясь …. Вернемся к этому позже.
  • Ангел приводит доказательство и дает знамение в подтверждение того, что у Бога не остаётся бессильным никакое слово. «Вот, Я Господь, Бог всякой плоти. Есть ли что невозможное для Меня?» (Иер.32:27) Так однажды сказал Бог Иеремии и спустя 650 лет ничего не изменилось!

Конечно, знамения разные – Захария 9 месяцев будет немым, а Марии сказано, что ее бесплодная старенькая двоюродная сестра уже 6 месяцев как беременная.

Но суть то одна – Ангел не только объявил новость, но и подтвердил фактически, что для Бога нет ничего невозможного.

Вы верите в это – что для Бога нет ничего невозможного? Вы верите, что для Бога нет ничего невозможного в вашей жизни и в ваших обстоятельствах?

От ответа на этот вопрос будет зависеть то, как Бог будет воспитывать нас, учить настоящему доверию и доказывать свою отцовскую заботу – через ремень или пряник

  • Обе новости – радостные. И Захарии и Марии Ангел говорит: радуйтесь! Ангелы часто предвещали суд или приносили разрушения. Но только не в этот раз!

В этот раз мы слышим первую Благую Весть для человечества после его грехопадения. И эти новости радостные вдвойне – их дети, в данном случае, это радость не только для них, как родителей.

Эти дети повлияют на многие народы, а один из них – Иисус Христос, спасет людей от греха – а это и есть суть Евангелия!  

  • Авве Мария
  •  Авве Экклесия!Радуйся церковь – Господь с Тобой!

Потому что – Весть о том, что родиться Христос, чтобы спасти людей Своих от грехов их – как пророчески сказал Ангел Иосифу – это и наша радостная новость! Евангелие – это радостная новость!

Но кроме того, что мы видим много похожего, в этих двух историях есть немного разного и непохожего. По крайней мере 3 разности, так сказать…

  1. Реакция на услышанное.

Захария засомневался в том, что все услышанное от Гавриила, это правда. И попросил какой то знак, хотя было достаточно и явления самого Ангела…

Вопрос Марии, как будто бы тоже указывает на сомнение…. Но это не сомнение в Божиих словах, а недопонимание, особенно свойственное ребёнку, которым она и являлась…

Не возможно ли, а Как это возможно – вот в чем ее вопрос!

Поверить во все услышанное Марии было и трудно, и страшно.

Трудно, потому что она была еще девственницей. Поэтому Гавриил и дает ей знамение – твоя престарелая родственница беременная. Это был для нее серьёзный аргумент, потому что Мария, буквально на следующий день с поспешностью отправилась за сотню с лишним км проверить эту информацию – увы, позвонить не могла. Не знаю, как ее родители среагировали на такую срочность, но Марии не терпелось проверить слова Ангела и еще больше поверить, как узнаем в эту новость о Своем Сыне.

Поверить в это было еще и страшно. Во первых блудниц побивали камнями. Но если даже она и останется живой, она потеряет любимого человека, никто и никогда не возьмёт ее в жены, ей будет трудно найти работу и в маленькой деревне, где все друг друга знают, трудно будет укрыться от слухов и сплетней.

Она рисковала куда больше, чем Сарра, жена Авраама и Елизавета, ее родственница, хотя те тоже забеременели удивительным способом. Ей было что терять….

Получается, что ее детская вера, в какой то степени, превосходит веру Авраама, Сарры, Захарии и Елисаветы.

Ведь она без колебаний покорилась Божьей Воле и передала свою жизнь и свое тело – в Его руки, даже понимая все последствия, с которыми она могла столкнуться – Мария не знала, что Ангел явиться еще и Иосифу и придумает план, как красиво выйти из этой некрасивой ситуации… Она просто поверила – вот ее реакция!

И это, наверное, самый большой пример и урок для нас – урок настоящего доверия Христу, как абсолютному Господину нашей жизни, который контролирует все ситуации, с которыми мы столкнулись или будем сталкиваться.

Скажи вместе со мной: Я хочу верить, как Мария. Я хочу реагировать на неожиданные и пугающие новости, как Мария. Я хочу доверить Богу свое будущее, как Мария. И я буду это делать!

  • В случае с Марией – Описан механизм зачатия.

Непорочное зачатие – это до сих пор спорный вопрос для тех, кто не верить в то, что все, что написано в Библии – это 100% истина и Божье, а не человеческое, Слово. 

  • Это вопрос веры, основанный только на Писании и веры в Абсолютное всемогущество Бога.
  •  Такой же, как и вера в Троицу – Бог един в Своей сущности, но имеет три Личности; вера в ипостасный союз в одной личности Христа – когда Его божественная и человеческая сущность не смещались и смогли сосуществовать в одном теле. Вопрос веры, как Бог смог сотворить все из ничего….. Да и само понятие вечности – как мы сможем его объяснить….
  • Есть то, во что нужно просто верить, доверяя на 100% Богу, который сказал, что это так, не вдаваясь в подробности… Вопрос непорочного зачатия – один из таких вопросов…

Но здесь Бог не просто сказал Марии, что так будет – Он описал этот процесс настолько, насколько мы были бы способны его понять нашим несовершенным умом.

То, что точно известно:

  • в этом процессе не задействован отец – мужчина. А значит по линии Адама ребенок не наследует первородного греха.
  • В этом процессе задействован Духа Святой и Сила Всевышнего, а значит ребенок будет Святым и равным Богу, потому что будет иметь ту же божественную сущность.

Подробно описывая эти детали, Лука помимо хронологической и исторической цели, преследует – апологетическую. Он защищает Евангелие от нападок и клеветы, которые были уже в его время – когда человеческое происхождение Христа пренебрегалось, а божественная сущность – отрицалась…

Но нам нужно понять одно: если бы Иисус не был и Человеком и Богом, не было бы Евангелия.

Как сказал известный пастор Джон Мак-Артур: Суть и Сила Евангелия заключается в том, что Бог стал человеком и что, будучи в полной мере Богом и в полной мере Человеком, Он смог примирить людей с Богом.

 (более подробно об этом во второй части, когда будем говорить о Евангелии в Благовещении)

  • Конец истории.

38ст. Тогда Мария сказала: «Вот раба Господня; да будет мне по слову твоему». И эта реакция, сильно отличается от реакции Захарии и даже Елисаветы, которая 5 месяцев прятала свою беременность…

Что вы видите в этих словах Марии, после всего, что она узнала и услышала?

  • Смирение перед Богом – она раба Господня и понимает, что у нее нет права спорить с Богом или сомневаться в мудрости Его действий и непонятного способа рождения ребенка.
  • Полное доверие Божьему Слову. Мария готова принять то, чего даже и не представляет! Раз Бог сказал, что так будет, значит так и будет! Это и есть настоящая вера в Божье Слово. Да и Аминь!
  • Покорность Божьему решению, вне зависимости от последствий, которые ее могут ожидать – фраза «да будет» – перевод греческого глагола «пусть это наступит или осуществиться»… В этом слове она выразила свое намерение и желание, а не только смиренное и покорное согласие.

Она этого желает – быть покорной Богу! Она желает – чтобы это произошло! (по преданию – именно в этот момент и произошло Непорочное Зачатие)

Нам не являются Ангелы, по крайней мере всем, и не часто нас ставят перед подобным выбором и решением – но у нас каждый день стоит выбор:

  • Быть верным или неверным Богу.
  • Быть полностью послушным Божьему Слову или просто жить и поступать так, как сам считаю нужным, лишь изредка соглашаясь с некоторыми словами Писания;
  • Жить в полном доверии Богу, несмотря ни на что, с самого раннего утра – даже если в это утро все валиться из рук или ты узнал весть, которая выбивает все основания из под твоих ног или жить по принципу – «моя жизнь – мои правила». Никто кроме меня мне не поможет…
  • Жить по Евангелию – признавая свою греховность и нужду в Боге или жить как «все», не обращая внимания на какие- то «допустимые» грехи и не считать, что все в Твоей жизни под Божьим контролем.

У нас есть выбор, как нам жить христианской жизнью – и поэтому мы видим разные христианские жизни – кто то радуется, а кто то в депрессии; для кого то Бог близко, а для кого-то очень далеко и под большим вопросом;

Эти 2 истории, несмотря на разную реакцию на происходящее, очень ясно нам показывают одну абсолютную истину, которую я хочу, чтобы мы запомнили – даже если и все остальное забудем:

 Бог все контролирует и Он ожидает от нас вот такого полного доверия, как у Марии, Матери Иисуса Христа, в Благовещении которой мы и для себя слышим Радостную Новость – Авве Екклессия. Господь с Тобой.