В 1992 году в Россию завезли Серию 2:7 – пособие для ученичества. Своих еще не было….
Так мне это пособие подписал один из американцев – это была гордость библиотеки! Потом таких книжек было много с подписями разных американцев – но тогда это было так важно – американец расписался!
Возможно у кого то из вас есть книга с автографом МакАртура, или вы даже руку ему лично пожали!
У кого то в рамочке может висеть его фотография с самим ВВП, или с каким-нибудь знаменитым голливудским актером …. Кто-то с гордостью всем рассказывает, что он вырос в одном подъезде с Галицким или учился в одной школе с Шойгу, а А.А.Коломийцев – вообще родственник! … А кто-то даже руки потом не моет, если вдруг поздоровался с каким ни будь великим человеком, чтобы хоть на время сохранить на своих руках чужое величие!
Знаете, когда мы говорим о величие в земном понимании, то чаще всего так себе это представляем – это родится в богатой, царской и известной семье, научные степени и лауреаты Нобелевской премии, написать много книг и собирать целые стадионы, иметь много денег и власти, первые строчки в списке Форбс, выдающиеся спортивные достижения, артистическая известность и популярность, позволяющая быть лицом рекламных компаний и биллбордов, высокие должности в политике и военной структуре….
Если судить по этим критериям, то даже Христос не был таким Великим – Он родился в бедной семье, в никому неизвестной деревне, с самой простой рабочей профессией, не имел потом даже своего дома. Без официального образования, без политического статуса и мирового признания при жизни – да и умер как разбойник. Ничего необычного с мирской точки зрения….
- Так вот Иоанн Креститель, по сравнению с Ним, был еще менее великим.
Он родился в обычной семье священников – таких было много…. Вырос в пустыне Иудейской, жил как отшельник, отказался от всякого социального и экономического благополучия…. Даже от привычной еды и одежды… НО вот что любопытно:
Когда вы слышите такие имена как Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф, Даниил, Моисей, Илия, Давид – как бы вы назвали всех этих людей? Великими Божьими мужами!
А Христос, Самый Великий из всех Людей сказал об Иоанне: Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя… (Матф.11:11)
- Представляете – перед Богом, он больше, чем все перечисленные люди – ведь ему выпала честь лично передать Мессии эстафетную палочку Искупления.
- Иоанн не только, как все пророки Ветхого Завета, говорил и указывал на Христа – он видел начало Его служение и буквальное исполнение всего, что о Нем говорили за сотни лет до Его пришествия.
- Он не только, как Предтеча подготовил путь в сердцах людей для Спасителя, он лично Его Крестил!
- Как бы я хотел в тот момент быть на берегу и видеть все это!!!
И хотя Иоанн не увидел того, ради чего Христос пришел на землю, не увидел Креста и Воскресения, не увидел для Рождения церкви и дня Сошествия Духа Святого на землю, не увидел окончательного Искупления своего народа, как и Моисей – в Божиих глазах и в сердцах людей он остался Великим, потому что его величие было связано с его высоким призванием, и он на твёрдую пятерку выполнил свое предназначение!
Сегодня мы с вами будем читать отрывок из Ев. От Луки.3.1-18 про Иоанна Крестителя. (уже 10 проповедь по Луки)…
- И мы посмотрим – в чем же заключалась особенность его веры, жизни и служения?
- Мы увидим, как исполнились пророчества, данные его отцу – Захарии, о том, что его ребенок будет необычным, когда вырастет….
- И говоря об особенностях веры, жизни и служения Иоанна, мы сделаем акцент на ДВУХ основных, которые характеризует его как личность, и откладывают отпечаток на все, что он делал и чему учил.
И это будет большим уроком и практическим примером для нас сегодня. Прочитаем Лук.3.1-18
Зачем Лука в очередной раз начинает свой рассказ с истории и дат? Лука любит историю и математику!
Но еще – он хочет показать историческую достоверность всего происходящего… Это не просто история про «давным-давно в Тридевятом царстве жил да был Иоанн и назвали его Крестителем, потому что он крестил».
Лука специально упоминает 7 реальных правителей той эпохи, историческое существование которых подкреплено фактами. И исходя из этого, мы можем заключить, что описываемые события происходят примерно в 28-29 годах н.э. или 779 год от Основания Рима.
Тиберий правит Римской империей уже 15 лет после смерти Кесаря Августа. Сыновья Ирода Великого, Ирод Антипа, Филипп и Лисаний, как Четверовластники, правят в разных провинциях Палестины, Понтий Пилат – губернатор Иудеи.
Анна- бывший первосвященник, фактически продолжает руководить Синедрионом через своих сыновей и зятя Каиафу, которого римляне официально назначили первосвященником, но народ по-прежнему почитал первосвященников только Анну, считая Каиафу римской пешкой…
На тот момент более 400 лет в Израиле нет пророков и Бог уже давно не говорит напрямую к людям. Еврейский народ совершая Шаббат каждую неделю только живет воспоминаниями о том, как было! Римское иго становится все более невыносимым для свободолюбивых евреев, но при этом ожидание скорого пришествия Мессии, который изменит ситуацию, как как будто висит в воздухе и достаточно только искры, чтобы возгорелось пламя… Народ ждет перемен и наконец-то искра появилась, чтобы зажечь Пламя
И вот в те дни «приходит из ниоткуда какой-то странный пещерный человек по имени Иоанн Креститель», который одевается и питается очень странно, даже для того времени, хотя очень уж похож на пророка Илию…
Он проповедует о необычных вещах, делает это в странной манере и к тому же в непривычной форме САМ крестит людей в Иордане, хотя выбрал для этого он очень даже символичное место – место, где был совершен исторический вход Израиля в обетованную землю.
Делает он это в пустыне. Иудейская пустыня – это не сплошные пески… Это сплошные камни с небольшим количеством растений и кустарников – место отдаленное и тихое, где никто не мешает проповедовать.
Там нет привычной толпы людей и машин, нет магазинов, нет суеты, нет поверхностной религиозности и обрядности, нет привычного образа жизни – но там есть возможность лучше услышать и увидеть Бога!
И люди, разных профессий и сословий, в большом количестве из Иерусалима и Иерихона, из своих городов идут далеко в пустыню послушать странного человека, которого народ в большинстве почитает за Пророка и даже более того – некоторые говорят, не Мессия ли он…? Слава о нем распространилась далеко за пределы Палестины – его ученики были даже в Греции…
И что же Иоанн там делает на берегу Иордана?
Он не формирует оппозицию, чтобы восстать против римлян. Хотя у его появляются ученики…
Он не творит вообще никаких чудес, чтобы его не спутали с Мессией.
- Он проповедует. Просто, громко и резко – призывая к покаянию и предупреждая о скором наступлении Божьего Царства. Он просто – ГОВОРИТ, с силой и властью как у пророка Илии.
- Он крестит. Всех людей, кто покаялся в своих грехах, как видимое подтверждение покаяния.
Но есть две особенности, которые характеризует его веру, жизнь и служение. И эти особенности – в правильно расставленных акцентах.
Нам тоже нужно уметь их правильно расставлять и уметь делать ударение именно на том, что действительно важно в Божьих, а не в наших глазах или в изменчивых взглядах людей…
Так вот, на примере Иоанн мы можем научится расставлять эти акценты в нашей жизни, работе и служении, для того чтобы среди всего важного и необходимого, не упустить из виду САМОЕ ГЛАВНОЕ, что Бог и будет в конце нашей жизни оценивать.
- То, что внутри важнее того, что снаружи.
Дом, в котором я сейчас живу, построен еще в пятидесятых.. Это саманный дом, которых достаточно много в Новороссийске. Я подштукатурил стены, наклеил новые обои и все вроде бы как бы ничего … Но спустя всего год, по всем углам обои порвались. Почему? Да потому что нет фундамента! Каждая стена дома живет своей жизнью в зависимости от погодных условий…. По хорошему, нужно штукатурить заново стены, не клеить новые обои, пусть даже на стеклохолст, создавая каждый год видимость хорошего фасада – нужно построить новый дом! Или позаботится о фундаменте – потому что фундамент, такая штука, которую не видно – но если с ним что-то не так, а особенно если его вообще нет, то только вопрос времени, когда это станет проблемой!
Очень часто в нашей жизни мы поступаем подобным образом: чтобы соответствовать хорошему о себе мнению, мы постоянно подштукатуриваем свой фасад, создаем видимость духовного благополучия, порядочной христианской семьи, счастливого брака, успешного служения, материального благополучия – но дом уже давно трещит по швам и требует полного Апгрейда, а не косметического ремонта….
Ведь не только в мире, но и в церкви, внешнее становиться важнее того, что внутри тебя.
Представьте – стоит за кафедрой рукоположенный пастор, очень интересно проповедует, в красивом пиджаке, произносит вдохновляющие молитвы, учит других, как правильно жить, его жена и детки сидят в первом ряду, и вы думаете: у него все отлично в духовной жизни! А потом вы узнаете, что они разводятся…
Я это говорю не к тому, чтобы мы сейчас стали думать, что кругом одни лицемеры, смотри – улыбаются тут, а на самом деле все печально….
Я это говорю к тому, что то, что в магазине, важнее того что на витрине!
В нашей жизни и особенно в служении, постоянно нужно делать акцент на сердце, потому что как сказал Иисус: изнутри, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство – всё это зло изнутри исходит и оскверняет человека». (Мар.7:21-23) И Он говорил это про «Святых фарисеев», которые несравнимо больший акцент делали на внешнем и видимом, и в глазах людей получили даже не минуту, а целые годы Славы, и люди, подражая им, поступали точно также, стараясь внешне соответствовать нормам «хорошего религиозного человека», но по словам того же Иисуса, были полны костей мертвых и всякой нечистоты…
Поверьте – Иисус видит, что внутри тебя!!! Не получится долго играть в Верующего – им нужно быть!
- Иоанн, кстати, всем своим внешним видом показывал, что для него совершенно не важно, во что он одет, где живет и что кушает – ему вообще все равно, что о нем думают люди.
- Но заметьте, Иоанн никогда и ни где не призывал, чтобы народ и его ученики жили точно такой же аскетической жизнью.
Однако то, к чему он призывал – так это к внутренним, а не внешним переменам! Он призывал перестать быть лицемерами, успокаивающими себя в том, что раз они дети Авраама по рождению или крещенные в детстве в церкви, или дети верующих родителей, то о будущем можно и не беспокоиться – Бог любящий и все простит… КАК бы не так!
Каждый человек является грешником как по рождению, так и по выбору. Но судим каждый человек будет не за грехи Адама или родителей, а за свои собственные личные грехи, которых за всю жизнь наберется гораздо больше чем «воз и маленькая тележка…»….
Эту истину хотел донести Иоанн до своих слушателей – происхождение от Авраама, каким бы генетически безукоризненным оно не было, не может примирить человека с Богом.
Христос станет нашим ПРИМИРИТЕЛЕМ! Однако эту часть картины Божьего Искупления Иоанн еще не видел, и поэтому он проповедовал в духе Ветхого Завета, но с совершенно другой подачей!!!
Смотрите, к чему призывал Иоанн:
- К осознанному покаянию. В этом одном слове и была вся суть проповеди Иоанна – покайтесь!
- Греческое слово «метанойя» – это не просто сожалеть или произнести вслух «прости» – это значит «развернуться, сменить направление, переменить волю и разум от греха к святости».
- Это призыв –изменить жизнь!
Мне понравилось, как эту мысль выразил Клайв Льюис в книге «Просто Христианство»: покаяние, это полная капитуляция. Это когда мятежный грешник сложил оружие….
Для большинства евреев того времени принадлежность к избранному народу была гарантией того, что они заслуживают Мессию. Мы – дети Авраама, так они гордо говорили….
Но Богу было не важно их генеалогическое наследие, Ему была важна их духовная жизнь. И поэтому Иоанн призывал к настоящему покаянию, которое выражалось в коренном изменении разума, воли и чувств.
По сути – он сказал: вы ничем не лучше язычников и не войдете в царство Божие, если не покаетесь!
И это покаяние заключается в трезвом взгляде на себя как на абсолютного грешника, заслуживающего только Божьего гнева.
Эти слова Иоанна многих просто шокировали – ведь мотиваций для покаяния было то, что «приблизилось Божье царство». И если они не покаяться, то не войдут в него, а ведь они избранный народ и им не надо что-то еще делать – нужно просто дождаться Царства и войти в него. Так они считали….
Однако Иоанн, вопреки общепринятым представлениям, подготавливая сердца людей к приходу Мессии – призывал к реальному покаянию и внутреннему изменению – и ни как по другому!
- Принять крещение, как публичный символ покаяния.
По сути, Крещение в воде через полное погружение было видимым подтверждением покаяния – эта идея сохраняется и в христианском крещении…. Но у Иоанна – крещение и покаяние были нераздельны.
Обычно евреи практиковали омовение рук, ног и головы…. И делали это постоянно и регулярно, и даже ежечастно – это стало просто традицией и обычаем, как символ очищения от грехов.
Нечто подобное только совершалось в Кумранской общине у Ессеев, как вступление в общину и ритуальное очищение. Если Иоанн там воспитывался, то он мог перенять эту внешнюю идею….
Но в отличие от них – крещение Иоанна было единократным, совершалось в реке с полным погружением и делали его не сами люди, а над ними его совершал Иоанн, как Креститель…
- Единственное однократное омовение в иудаизме предназначалось для язычников. Оно символизировало их обращение в истинную иудейскую веру.
Так вот, получается, что Иоанн призывал представителей избранного народа и истинных детей Авраама принять крещение, словно Язычники! И через покаяние и веру присоединиться к теми, кто войдет в Божье Царство…. И не важно – язычник ты или иудей: путь в Божье Царство одинаковый для всех ….
Однако, со слов Иоанна недостаточно только признать себя грешником и даже раскаяться в этом – нужно сотворить достойный плод покаяния.
- Показать достойные плоды покаяния.
Достойный – значит «подтверждённый соответствующими делами и поступками».
Фарисеи и Книжники регулярно приносили жертвы, омывали руки, читали Тору, но плодов покаяния не было вообще! Внутри ничего не менялось, потому что покаяние было только внешним….
- Вы спросите, как определить, что покаяние было истинным?
- Задайте себе встречный вопрос – а что после этого изменилось?
Дело в том, что Признаком настоящего сердечного раскаяния перед Богом всегда служит плод, который соответствует покаянию, как развороту на 180 градусов…
Что изменилось после покаяния по отношению ко греху, к Богу и к церкви?
- К Богу – ты хочешь Его познавать, тебе интересно Его Слово…
- К греху – ты больше не хочешь его делать, и он тебе отвратителен…
- К церкви – ты хочешь там быть, теперь это твоя семья….
Если ничего не изменилось, то, наверное, ничего и не произошло…
К Иоанну шли разные люди и задавали разные вопросы, суть которых была в том: какие плоды покаяния нам нужно принести? И Иоанн приводит конкретные примеры возможного изменения:
1.Простые иудейские бедняки- обращайте внимание на тех, кто рядом с вами находится в нужде. Они сами то были не богаты, но имея всего одну смену одежды, второй они могли поделится с теми, кто не имеет и ни одной! Думаю – это очень достойный плод покаяния!
Главное в этом ответе Иоанна – даже имея совсем немного ты богаче чем тех, кто не имеет даже и этого. И отдавая другим не то, «что и так хотел выкинуть», а то, что для тебя ценно – но для другого оно будет еще более ценным, ты показываешь, что любишь ближнего, как и написано во второй Заповеди!
2.Мытари – относитесь справедливо к людям и не живите за счет других. Зарплата мытарей напрямую завесила от того, сколько они собирали. Сколько нужно – отдавали в римскую казну, а все сверху – себе. Плюс – еще нужно отдать откат начальнику Мытарей. Поэтому – они всегда брали больше чем было необходимо. Жадность – страшная штука….
Иоанн знал об их жадности и несправедливости, поэтому и ответ простой: не берите больше положенного…
3.Воины – живите на зарплату и не грабьте людей. На самом деле римский воин зарабатывал в два раза меньше чем обычный римский работник – меньше динария в день. При этом стоимость пищи и одежды с доспехами с них высчитывали. И даже несмотря на то, что они потом получали неплохую пенсию, зарплата их не удовлетворяла…. Но это не должно оправдывать грабежи и взятки – говорит Иоанн…
Сегодня мы бы в этот список добавили множество других профессий – и для каждой из них Иоанн повторяет: Если через истинное покаяние Бог изменил ваше сердце, то в лучшую сторону измениться и все остальное, особенно в отношении греха… Все начинается с измененного сердца….
А если покаяние не произошло, то и изменений не будет….
Так случилось с Фарисеями и Саддукеями, которые шли тоже якобы креститься для покаяния, но больше для того, чтобы показать свою духовность – при этом не имея никакого желания менять свою жизнь….
Фарисеи были убеждены в своей праведности, они потомки Авраама; к чему же и в чем им каяться? Саддукеи же не верили в Царство Небесное, в воздаяние за дела земной жизни людей; следовательно, и им не было никакой надобности каяться и креститься.
Евангелист Матфей свидетельствует, что Иоанн увидел многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься: но это еще не доказывает, что они действительно крестились.
Напротив, о том, что они не крестились, засвидетельствовал Сам Иисус Христос. Говоря народу об Иоанне, Он сказал: И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым; а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него. Лук.7.29
- Ответ Иоанна, пусть и в несколько грубоватой форме, поставил их на место – вы порождения Ехидны!
Ехидна, это такая маленькая ядовитая змея, которая в неподвижном состоянии похожа на безобидную палку…. Но ее укус – смертельный… Лучше сравнения для лицемерия этих людей просто и не придумаешь!
И поэтому Иоанн снова и снова повторяет, пытаясь достучатся до каменных сердец – То, что внутри тебя гораздо важнее, чем то, как ты выглядишь снаружи… Сделай на этом главный акцент!
Итак, происхождение от Авраама, духовные регалии и видимая святость не смогут спасти от будущего Божьего Суда и примирить человека с Богом.
- Вход в Божье царство только один и он начинается с истинного покаяния, изменения сердца и подтверждается соответствующими плодами – и Иоанн указывает на Того Единственного, кто может в этом помочь.
- Постоянный взгляд на Иисуса – это вторая особенность жизни и служения Иоанна Крестителя. И это, наверное, самый важный Акцент, о котором нам не стоит никогда забывать.
На самом деле в этот мир Иоанн пришел всего с одной единственной главной целью – указать на Христа и подготовить для Него путь.
Он понимал, что его роль – подготовить сердца людей к принятию Мессии, а потом отойти в сторону, чтобы из за своей популярности не затмить Мессию и не вызвать народные волнения…
- Смотрите, что он говорит: Ему должно расти, а мне умаляться». (Иоан.3:30)
В этом и заключается СУТЬ ЕВАНГЕЛИЯ – когда взгляд с меня смещается на Христа. Когда уже не Я в центре моей жизни, а Христос.
Понимаете теперь слова апостола Павла: А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего. (2Кор.5:15)
- Вот это – правильный акцент в жизни, который направляет все, что мы делаем нашими руками, ногами, глазами, ушами и даже желудком, в нужное направление – к Божьей Славе, а не моей;
- к исполнению Божьего поручения, а не моей самореализации;
- к приумножению Божьих талантов, а не закапыванию даров и способностей, данных Богом…
Когда мы Ставим Христа на первое место в жизни, как это делал Иоанн, в этом и есть – Божий замысел для каждого человека….
Но это не гарантия того, что «все в жизни будет как по маслу»… Будут сомнения и будут разочарования – дойдя до 7 главы через пару лет, мы увидим на примере того же Иоанна, что Духовность не статична и ясный взгляд на Христа может замыливаться ввиду разных внешних и внутренних факторов.
- Однако одно останется неизменным – это то, что написано в конце 8главы Римлянам – абсолютно ничто не сможет нас разъединить со Христом, если в Нем ваша Вера и Упование.
- Если вы во Христе – то вы в безопасности!
Наш отрывок заканчивается многоточием в 18ст…. Иоанн много, конечно, о чем проповедовал и учил.
И хотя в большинстве проповеди Иоанна не назовешь радостными, как мы знаем, Хорошая Новость Евангелия начинается с плохой – мы полностью грешники и по справедливому Божьему Гневу, мы должны быть наказаны.
Ин.3.36 Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем. Представляете, это слова Иоанна Крестителя! Точно – наш Брат! Проповедует Евангелие.
Иоанн много, о чем говорил и не все его слова дошли до нас – но самое главное, он до конца остался верен своему призванию и выполнил то, что Бог ему поручил:
призвал людей к покаянию и внутреннему изменению, подготовил их сердца к принятию Мессии, указал путь, по которому им нужно идти и самое главное указал на Того, кто может их Спасти от грехов и ввести в Божье Царство.
- Он жил, как проповедовал – Христос всегда был впереди!
У нас у всех, как и у Иоанна есть одна самая главная Миссия на этой земле – Показать Христа в своей Новой измененной жизни! Показать, что Он – главный!
- КАК и где я показываю Христа в своей жизни? Задайте себе этот единственный вопрос…..
И пусть Бог поможет найти правильный ответ и даст возможности показать Его Славу, как и было Им задумано
- А если Христа еще нет в вашей жизни – то сегодня Бог призывает к истинному покаянию, к признанию себя абсолютным грешником и духовным банкротом.
- Сегодня Бог призывает отдать свою жизнь без остатка в руки Того, кто лучше всего может позаботится о ней, навести там порядок, наполнить смыслом и дать радость новой жизни!