Мысли о любви. Часть 4. Необходимость любви

Мысли о любви. Часть 4.  Необходимость любви

Недавно, покупая продукты в Ленте и слыша в очередной раз одну и туже фразу «соблюдайте дистанцию друг от друга 1,5м», я невольно задумался о том, как коронавирус вскрыл новые реалии отсутствия любви. Печально сознавать, но социальное дистанцирование, плотно входит в нашу жизнь.

Спускаясь в лифте с магазина, я обратил внимание на злобные взгляды людей, которые от меня встали подальше – нас было 5 человек и я один был без маски! И вот мы стоим и думаем, кто из нас «больной»…

С другой стороны, из за длительной самоизоляции по всему миру в десятки раз выросло число жертв домашнего насилия в ужасающей прогрессии – об этом заявил недавно генеральный секретарь ООН. Люди, которые не привыкли долго находиться вместе, просто вынуждены это делать, если только у них нет плана «Б».

Пандемия, как и любое бедствие, очень наглядно показала в каких ситуациях любовь начинает работать и из теории становится практикой.

И в тоже время, она показала то, как много у людей страхов, как сильно на нас влияют СМИ и соц.сети, как легко мы готовы подчиняться, как быстро становимся злыми и самое главное – она показала огромный дефицит любви.

Поэтому мы продолжим говорить о том, что было и остается во все времена самой важной заповедью – мы будем говорить о любви.

Мы продолжим изучать 1Ин.4гл. и сегодня будем говорить о необходимости любви.

В 11ст. Иоанн пишет: Возлюбленные! Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга.

Здесь есть очень нелюбимое для большинства людей слово – должны!

Ну, если честно, кому нравиться быть должником? Гораздо приятней для слуха – мне должны!

А почему нам так не нравиться это слово? Потому что нужно отдавать!

Как говориться – берёшь чужое, а отдаешь свое! Мало кто, будучи должником, с радостью отдает долг… Большинство людей о нем быстро забывают, если только это не долг в Банке…

Когда Иоанн пишет: «мы должны любить друг друга», он говорит, что любить – это наша добровольная задолженность и использует для этого соответствующее греческое слово.

Мы все, я обращаюсь в первую очередь, к верующим – спасены от вечного наказания за свои грехи по благодати, совершенно не заслуженно, благодаря любви Бога, которая выразилась в том, что Иисус Христос пришел в этом мир и умер за наши грехи.

Так вот, мы в свое время приняли эту любовь от Бога –  приняли легко, по вере – нам не пришлось для этого совершить какой то подвиг. Его совершил Иисус Христос.

И поэтому нашей естественной логичной реакцией на проявленную к нам любовь от Бога, пишет Иоанн, является желание тоже Его любить.

19ст. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.

Ответная реакция на добро – это нормальна реакция каждого человека: обычно мы всегда говорим «спасибо» на любое доброе действие, которое к нам проявляют. И даже когда не можем это сказать, например, когда едем за рулем в автомобиле, мы «аварийкой» моргаем тому, кто нас пропустил…

Бог проявил к нам любовь, за которую мы никогда не сможем рассчитаться. Да Он этого и не требует – иначе это уже была бы не любовь Агапе….

Это наша добровольное естественное желание.

Это такое же личное желание, как быть рабом Христа, хотя Он и назвал нас друзьями…

  • С другой стороны, долг – это не всегда занятые деньги. Долг – это обязанность в соответствии с занимаемой должностью или статусом.

Долг президента – отвечать за всю страну, долг таксиста довезти вас в целости и сохранности до пункта назначения, долг пастора – питать, пасти и защищать церковь…

Долг каждого христианина – соответствовать новому статусу Божьего Дитя, любить Бога и исполнять Его Слово. И любить друг друга…  – это обязанность абсолютно каждого верующего человека.

Готовясь еще к прошлой проповеди, я стал задаваться вопросом: Любовь – это всегда реакция или это собственная инициатива?

И хотя, для меня этот вопрос все еще открыт, в одном я уверен точно – если вы будете просит Бога, чтобы Он научил вас любить – Бог даст ситуации, где нужно будет любить не только романтично и по дружески, и не только тех, с кем хорошо и комфортно и кто тебе улыбается…

Размышляя об этом, я увидел три возможности – когда может проявляться Божья Любовь Агапе:

Любовь, как ответ на нужду ближних. Когда просят.  Так мы поддерживаем в молитве друг друга и реагируем на нужды… Это наиболее распространенный вариант в церкви и среди верующих. Мало кто откажется помочь, если тебя просят о помощи. И чем больше ты вовлечен в жизнь не только своей церкви, но и в жизни других поместных церквей, миссионеров и миссий, тем больше у тебя не только возможностей для такой любви, но и больше возможностей видеть, как любовь друг ко другу работает на практике. Сидя дома на диване и смотря сериалы, вы этого точно не увидите…

Любовь, как собственное желание дать то, что имеешь. Так мы сами ищем кому рассказать Евангелие…Сами ищем, как Тимур и его команда, где можно сделать добро… Даем до того, как попросят помочь и видим нужду, до того, как на нее нам укажут.

Любовь, как ответ на зло и несправедливость против вас. Это самая сложная область для применения. Такая любовь проявляются по ситуации  – Когда вас оскорбили в очереди, когда вас подрезала машина, когда вас предал тот, кого вы считали другом, когда не оценили вашу доброту и самоотдачу, когда что-то просто делают не по вашему и не вовремя!

Вот тогда и проявится мое настоящее христианство –  когда придет испытание, которое и откроет фундамент и источник всей моей любви.

В обычной жизни мы все по своему, просто, по человечески,  любим – проявляем чувства, целуем, обнимаем, дарим цветы, говорим приятные слова, типа «я тебя люблю». Но Алгоритм Божьей любви включается тогда, когда наступают на ногу!

И вот тогда, если у тебя есть близкие отношения с Богом, если тебя наполняет Божья любовь, ты ей жил или хотя бы о ней знаешь, она включится. А если ее нет, тогда включится греховная реакция…

В своей христианской жизни, мы чаще сталкиваемся с первой возможностью и обычно реагируем на нее правильно. По крайней мере, в молитве всегда поддержим.  Со второй возможностью – не все так просто, здесь нужно открытое сердце, способное видеть нужду. Сталкиваясь с третьей – чаше проигрываем, по крайней мере в начале, но потом Бог дает силы и способность любить. И совесть нам, кстати, в этом очень помогает – если вы не правы, она не будет молчать…

В своей прошлой проповеди, я говорил о недостатке любви и о том, что нам мешает любить. Я решил ее дополнить еще двумя наблюдениями, которые в прошлый раз упустил.

  1. Нам мешает любить требовательность и необъективность. Мы ждем, когда нас будут любить и очень часто не замечаем любви, которую к нам уже проявили.

Это похоже на то, как если бы вы своему ребенку каждый день покупали новую игрушку. В начале он говорил «спасибо», радовался, потом принимал как должное, по привычке, а если в друг однажды вы не купили ему новую игрушку – да еще и наказали, отобрав старую, как на это среагирует ребенок? Обидится и скажет классическое – Ты меня не любишь! Все, что было раньше – уже не считается.

В силу своей греховности, мы часто в человеке видим больше его ошибки, чем доброе, которого иногда бывает гораздо больше…

Мы часто не видим любви, которую к нам проявляли, потому что какой то один плохой поступок или пуст даже несколько, перечеркивают все доброе… И вот мы уже «терпим» друг друга, «с трудом уживаемся» и все хорошее, что было, оставляем в далеком прошлом…

Или даже, в ситуации с пандемией, множество людей больше видят плохое –  то, что ограничивает их права и свободы, чем доброе – труд волонтеров и врачей, разных начальников и руководителей, которые как могут, выкручиваются, между молотом и наковальней… Вымытые улицы и остановки, которые никто до этого так не мыл. Признайте – мы стали чаще мыть руки – разве это плохо?!

И согласитесь, между выражениями «все плохо» и «не все так плохо», есть большая разница.

В книге «Любовь, как образ жизни» Герри Чепмен приводит простые примеры добра и любви, которые часто мы просто не замечаем и принимаем как должное: кто-то готовит обед, а кто-то моет посуду; кто-то стирает белье и моет полы, кто-то вывозит мусор и убирает улицы, а кто-то открыл просто перед вами дверь, пропуская вперед.

Для детей Божии очень важно видеть, где можно проявить любовь. И не менее важно  – видеть где к вам ее проявляют…

Чтобы не рассуждать как почтальон Печкин: это почему я раньше такой вредный был? Потому что у меня велосипеда не было…

У нас нет оправданий, чтобы не любить друг друга. Хотя иногда я слышу:

Я не знаю как? Мы об этом много говорим, да в одной нагорной проповеди хватит практических примеров на несколько жизней.

Мою любовь не принимают, сколько бы я ее не проявлял? Возможно, ваша любовь не такая уж и бескорыстная, поэтому ее не принимают… А возможно, еще не время. Любовь, как вода, которая камень точит. Очень часто дети, когда вырастают и имеют уже своих детей – только тогда начинают понимать больше любовь родителей… Для любви, как и для веры, нужно долготерпение – а с этим иногда бывают проблемы…  А возможно, и не примут совсем – люди бывают очень злы. Причин может быть много…

Его (ее) невозможно любить? По человечески, да. Гораздо проще с человеком не иметь ничего общего, даже если когда то были друзьями, просто как страницу в книге – перевернуть и идти дальше. Если мы отказываемся кого-то любить – то тут три варианта: либо мы не Его дети и только называемся верующими; либо мы не настолько хорошо познали Бога и Его любовь по отношению к себе; либо мы настолько упрямые бараны, что Богу придется ставить нас в такие условия, где для нашего эгоизма не будет возможности выжить…

Посмотри на себя утром в зеркало и задай самому себе вопрос – а тебя легко любить? А Бог любит…

Не знаю, как вас, а меня эта простая истина ставит на место!

Этих отговорок на самом деле много. Я хотел показать только несколько примеров. Если у вас остались вопросы именно по этому пункту, вы можете мне их присылать, и в следующей проповеди, я на них постараюсь ответить.

  1. Второе наблюдение: нам мешает любить неправильное понимание «золотого правила».

То, что сказал Иисус Христос Мф.7:12, позже  стали называть золотым правилом нравственности.

Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.

Но еще задолго до Христа, эти слова в несколько изменённом виде, повторяли разные учителя в разное время и в разных культурах.

Конфуций учил: то, чего не хочешь, чтобы делали тебе, не делай другому.

Греческие стоики говорили: чего сам не любишь, не причиняй другому.

Еврейский раввин Гиллель учил: то, что ненавистно для тебя самого не делай другому.

И большинство людей, даже абсолютно неверующих, живут по этому правилу. И оно, в принципе, не плохое. Но в центре этого правила  – «я» с собственными представлениями о любви и о том, что мне нужно или не нужно.  Ну и соответственно другим.

Мне, например, все равно что обо мне говорят за глаза другие люди. Мне это даже нравиться – пусть говорят. Поэтому я не понимаю, когда люди почему то обижаются, если я начинаю о них говорить…

Если меня обматерят, я обматерю в ответ, потому что я люблю матерится…

Вы понимаете, что я не про себя говорю – это примеры. Примеры того, как это правило может не правильно работать.

Хотя, оно может работать и правильно, если его придерживаться – я не люблю, когда меня обманывают. Поэтому и сам не буду… по крайней мере, стараться…

10 заповедей, данные Моисею, построены как раз на этом Правиле.

Суть этого правила: не делай!

То, что сказал Иисус Христос, перевернуло общепринятое представление о любви. Любовь Агапе, которую Он положил в основу Своего учения, заключается в слове – делай!

Он сказал: делай другим то, что хочешь, чтобы делали тебе!

И для этого Он приводит пример Самаритянина: этот человек  не был обязан проявить любовь к нуждающемуся человеку, но он это сделал –  возможно, даже  представляя себя на его месте…

В примере про блудного сына, Отец по все правилам, не должен был бежать на встречу сыну, который разделил со свиньями всю любовь и имение своего Отца. И уж тем более, устраивать пир.

По первому закону вы можете ехать на своей машине, ничего не нарушая и соблюдая все правила, но этот закон не может заставить вас остановится и оказать помощь человеку, который попал в беду.

Это может сделать только любовь, суть которой в желании делать другим то, что ожидаем и для себя. Не только не делай плохое – но и делай доброе – вот, что говорит Иисус Христос.

Карантин – это прекрасное время поразмыслить. Поразмыслить о том, как можно лучше любить друг друга.

Возьмите чистый лист бумаги и напишите на нем все, чтобы вы хотели, чтобы другие делали по отношению к вам. Напишите: я хочу, чтобы со мной поступали вот так: …

И когда вы напишите свои желания – это и будет вашей стартовой инструкцией для практической любви. Не надо писать много – начните с нескольких пунктов.

На самом деле, это не так уж и легко. Я тоже решил это сделать. В начале минут пять я просто смотрел на чистый лист… Все, что мне приходило в голову – это кто-то другой . Я начал вспоминать, где меня обидели, где со мной не правильно поступили, где потоптались на моей любви…

И я понял, что любовь к себя у нас настолько на автомате, что стала не просто привычкой, а образом жизни. Мы любим себя не задумываясь…. И когда это нужно записать – как я люблю себя и как хочу, чтобы со мной поступали, не так много и приходит на память.

Как другие не любят – приходит! А у меня все хорошо…  А ведь просто – нужно  ковырнуть в правильном  месте и тогда как полезет! Укажите в своем списке это место (только никому не показывайте – хотя, думаю, те, с кем вы долго общаетесь, давно уже об этом знают)

Просто –  начните так поступать,  как хотите, чтобы поступали с вами. И не ждите, когда другие начнут вас любить…

Иногда простые слова: прости меня, я был не прав, делают гораздо больше чем мы думаем. А слова в ответ: и ты меня прости – соединяют то, что было на миг разрушено…

Так работает это золотое правило!

Хочешь быть прошенным – прости! Хочешь любви – люби сам!

И как мы говорили раньше – способность так любить дает только Бог и эта способность напрямую зависит от Его познания!

Вернемся к слову «должен».

В Новом Завете фраза «друг другу» встречается огромное количество раз. И всякий раз – это проявление любви в разных формах. (показать)

Исследуйте все отрывки, где используется эта фраза, и вы удивитесь тому, как много говорится не только о необходимости любить друг друга, но и как практически это делать!

Для примера, я рассмотрю только один отрывок.

1Петр.4:8 Более же всего имейте усердную любовь друг к другу, потому что любовь покрывает множество грехов.

Здесь мы видим – одно повеление и две причины для этого повеления.

А слова «более же всего», только усиливают это повеление и говорят о том, что это очень важно.

Очень важно  – усердно любить друг друга.

Здесь ключевое слово – усердная любовь. Это труд. Это кропотливая работа. Это затраченное время. Это не пассивное ожидание чудес от Бога за вас сделает всю грязную работу!

Другими словами, Петр говорит: прилагайте все ваше старание, чтобы любить.

Для чего? Для того, чтобы из теории, любовь стала практикой. Чтобы был результат!

«Потому что любовь покрывает множество грехов».

Эту фразу можно понимать двояко, хотя смысл все равно будет один.

  1. Речь идет о чужих грехах. И в первую очередь, о необходимости проявить любовь в прощении. Обида – это один из самых распространенных христианских терпимых грехов. Парадокс в том – что многие христиане десятилетиями живут в обидах и при этом совершают разные служения и полностью игнорируют слова Христа: если вы не простите, то и вам не простится.

Настоящая  любовь, и особенно та, над которой работают,  позволяет легче мирится с человеческими недостатками, человеческой глупостью и ошибками и даже выносить открытую враждебность.

Бог дает нам способность через Свою любовь покрыть грехи, совершенные против нас и простить их.

Бог дает способность увидеть не только плохой поступок и зациклиться на своей обиде, но и понять мотивы и причины этого поступка, увидеть возможность проявить любовь, вместо вражды.

Только в атмосфере Божьей любви можно чужой грех покрыть любовью. Вот почему нам «более всего» нужна любовь в отношениях – потому что «не любовь» – смертельно опасна. Она как рак – убивает медленно, но убивает всегда!

  1. Речь идет о моих грехах. Божья любовь «покрывает» множество наших грехов. Это чудо благодати, которое Бог проявляет к нам каждый день. И это весомая причина любить точно так же, прощая взаимно….

Мы читаем в  Еф.5:1-2   Итак, подражайте Богу, как дети возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас ….

Мы созданы для того, чтобы жить в любви. Мы созданы для добрых дел. Мы созданы для взаимоотношения, а не разобщённости. Любовь должна стать образом жизни – говорит Павел!

Мы  – церковь, и Божья любовь это то, что нас объединяет несмотря на все карантинные меры.

Любовь – это не только реальность будущего Божьего царства, которое мы ожидаем с надеждой. Это наша реальность сегодня! И возможностей для того, чтобы любить более чем достаточно.

Понятное дело, что любить, это не легко. Как однажды сказал один человек: мы все застряли между «такой, какой я есть» и «таким, каким меня хочет видеть Бог». Не всегда, доброго, которого хочу, делаю. А злое, которое не хочу, иногда само вылетает! Вот почему нам нужна усердная любовь!

На земле Церковь не совершенна. Но Божья благодать состоит в том, что именно таких несовершенных –  иногда, казалось бы даже, неспособных ни к какому доброму делу, Бог поместил в одну церковь и омыл одной кровью и назвал одной семьей!

Любите церковь! Любите друг друга! Любите первыми!

И как сказал однажды Филлип Янси: Христос пришел не для того, чтобы с новою силою повелеть суровое «ты должен», но чтобы сказать благостное слово  – «ты можешь»! Ты можешь любить!