Три этапа взросления души

Три этапа взросления души

Этапы взросления души.

Взгляд назад на свою жизнь позволяет увидеть путь, которым Бог ведёт тебя. В последнее время я размышляю о том, что мы по-разному выстраиваем отношения с Богом и по-разному оцениваем себя на протяжении своей жизни. Оглядываясь назад, я вижу, как минимум, три этапа взросления души. Я начинаю видеть подобные примеры в Писании и жизни окружающих меня людей. В каждом из них я по-разному отношусь к Богу, по-разному оцениваю себя и по-разному выстраиваю свои отношения.

  1. Господи, Ты мне нужен.

Все приходят к Богу, потому что нуждаются. Человеку, которому ничего не нужно от Бога, Бог не нужен. Самодостаточному, уверенному в себе нет необходимости искать Бога. Только тот, кто осознал себя «нищим духом», начинает поиск Бога. Посмотрите на истории Евангелий. Почему люди искали Иисуса? Потому что они хотели что-то получить от Него. В основном, они приходили к Христу, чтобы получить исцеление. Кто-то искал освобождения от духовного рабства греха или демонической зависимости. Кто-то хотел получить ответы на духовные вопросы. Кто-то банально хотел, чтобы его рассудили в имущественном споре. Всем им нужен был не Иисус, а то, что Иисус мог им дать. Христос это знал, и Его это не раздражало. У Бога достаточно милости и доброты для каждого.

Большая часть тех, кто получал желаемое, исчезали, как те 9 из 10 прокажённых. Те же, которые возвращались, по большей части всё еще искали своего.

22На другой день народ, стоявший по ту сторону моря, видел, что там, кроме одной лодки, в которую вошли ученики Его, иной не было, и что Иисус не входил в лодку с учениками Своими, а отплыли одни ученики Его. 23Между тем пришли из Тивериады другие лодки близко к тому месту, где ели хлеб по благословении Господнем. 24Итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в лодки и приплыли в Капернаум, ища Иисуса. 25И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви! когда Ты сюда пришел? 26Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. 27Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог.                                                                                                                                                               Иоанна 6:22-27

Даже 12 учеников, которые следовали за Христом везде, тоже имели свои интересы, порой весьма меркантильные.

Вспомните момент своего обращения. Что заставило вас искать Бога. Я сомневаюсь, что это произошло тогда, когда вы в блаженстве лежали на берегу океана в шезлонге и потягивали мартини и думали, а чего ещё мне не хватает? Может Бога попробовать?

Нет, скорее всего, вы были глубоко не удовлетворены чем-то. Где-то внутри зияла дыра, которую нельзя было заполнить. Вы нуждались в помощи, которую не смогли найти у людей. Вас подталкивала болезнь, финансовые трудности, тяжёлые отношения с близкими, одиночество, зависимость, разбитые планы. Всё это использовал Бог, чтобы постучать в ваше сердце.

Моё разочарование в себе, собственных способностях контролировать жизнь подтолкнули меня обратиться к Богу. Он же использовал это для того, чтобы открыть Себя и новый мир, о котором я не подозревал. Это Его благодать в том, что я не ушёл, получив исполнения своей мечты. Это Его милость в том, что он поднял мои глаза с земных благ обратил их на блага вечные.

Не все, получившие своё, забывали об Иисусе. Лука рассказывает историю об одержимом человеке, которого исцелил Иисус.

35И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. 36Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. 37И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился. 38Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав:

39возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.                     Лука 8:35-39

На этом этапе нас больше интересует не Сам Бог, а то, что Он даёт. Но истинно верующий человек не останется в таком состоянии. В его сердце обязательно проявится благодарность и преклонение перед Дарителем. И это введёт его во второй этап взаимоотношений с Богом.

2. Что Ты хочешь, чтобы я сделал?

На этом этапе нас интересует воля Божья. В душе рождается желание жить для Бога, жить для вечности. И это выражается в стремлении что-то делать для Господа. Мы в благодарности Богу за Его дар спасения готовы служить Ему.

Апостол Павел однажды столкнулся в лобовую с Богом. Летел на всей скорости в Дамаск, и налетел на преграду. К тому времени Павел уже давно считал, что служит Богу. Он искал возможности ревностно изо всех сил служить Богу. И вот наступает прозрение, что, оказывается, он всё делал не так. Что произносит Павел, когда понимает, с Кем разговаривает? Он задаёт вопрос: «Что повелишь мне делать?»

Через несколько дней в Дамаске Бог откроет Павлу его призвание. С того дня Павел посвящает себя исполнению призвания апостола язычников. Вся жизнь до последнего вздоха для него становится поприщем выполнения своей миссии.

Как мы характеризуем жизнь человека? Кто такой Христофор Колумб? Кто такой Мхатма Ганди? Кто такой Фёдор Достоевский? Видите, мы описываем человека его жизненными достижениями. Даже сейчас, когда спрашивают: «кто такой апостол Павел?», какой ответ мы слышим чаще всего? Человек, который написал большую часть посланий. Миссионер, проповедник Евангелия язычникам, самая влиятельная фигура первой церкви.

Поэтому для нас свойственно оценивать себя и свои отношения с Богом по тому, что мы делаем для Него. На этом этапе нас волнует вопрос: «Что Бог хочет, чтобы я сделал в этой жизни?»

Кто такой Альфред Нобель? К 1888 году Альфред Нобель был широко известен в Европе как изобретатель динамита. Неизвестно, пришла бы к Нобелю идея всемирной премии, если бы не курьёзный случай: находясь в Париже, учёный прочитал в газете сообщение о собственной кончине под заголовком «Торговец смертью мёртв». Нобеля описывали как изобретателя динамита, который позволил людям убивать друг друга гораздо быстрее и эффективнее.

Журналисты перепутали Альфреда с его старшим братом Людвигом, который недавно скончался в Каннах, но этот ошибочный некролог перевернул сознание учёного. Нобель всерьёз задумался над тем, какую память о себе он оставит человечеству после смерти, и принялся переписывать собственное завещание. 27 ноября 1895 года Нобель подписал его третью и последнюю версию в шведско-норвежском клубе Парижа.

17из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви, 18и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами, 19работая Господу со всяким смиренномудрием и многими слезами, среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениям Иудеев; 20как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедовал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам, 21возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа. 22И вот, ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; 23только Дух Святой по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня.

24Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией.                                                  Деяния 20

Наши дела и поступки неотделимы от нашей личности. Именно через дела чаше всего мы и проявляем себя. Если я хочу понять, кто я такой, мне необходимо начать что-то делать. Наши дела проявляют характер со всеми его достоинствами и недостатками. Дела открывают нам сферы жизни, над которыми ещё предстоит трудиться.

Только тот, кто делает, ошибается, попадает в конфликты, создаёт напряжение, попадает в неловкие ситуации. Всего этого избегает тот, кто ничего не делает. Хотите не иметь конфликтов – ничего не делайте, ни за что не беритесь, ни за что не отвечайте. Тогда вы будете очень похожи на героя одной из песен группы «Лицей»:

Но ты не нужен никому, и потому приятен всем. Хороший парень, и больше ничего.

Однако, период деятельности связан с опасностями. Первая опасность заключается в том, что можно забыть про благодать. Чем больше деятельности, тем больше достижений. Чем больше достижений, тем легче начать думать о себе больше, чем должно. Однажды в Коринфской церкви появились люди, которые начали сравнивать себя с Павлом. Он представляли себя сверхапостолами, которые превосходили Павла по дарам, способностям и достижениями. Павел даже начинает хвалиться своими результатами. Я более всех их потрудился. Не я, впрочем, но благодать.

Вторая опасность кроется в том, что свершения могут дать иллюзию того, что ты заслужил расположение Бога.

У тебя верующие дети? Так это потому, что ты хороший отец.

У тебя материальный достаток? Так ведь это потому, что ты служишь Богу.

У тебя здоровье хорошее? Это благословение Божье, потому что…

Ничего из благ, которые мы имеем не являются обусловленными. Всё это не потому, что вы что-то сделали для Бога больше, чем другие. Это чистая благодать, дар незаслуженный.

Ливингстон – известный миссионер, географ, выдающийся человек.

Считал ли Ливингстон, что принес большую жертву во имя Бога? Конечно, нет. Он говорил: «Люди говорят о жертве, которую я принес, находясь столь длительное время в Африке. Может ли это считаться жертвой? Нет, это – компенсация Богу малой части огромного долга перед Ним, который невозможно выплатить до конца. Является ли мое служение жертвой, сулящей мне высочайшую награду в виде здоровья, душевного покоя и светлой надежды на прекрасную жизнь впоследствии? Подальше от таких мыслей. Это не жертва. Это, скорее всего, привилегия».

Третья опасность этого периода – отождествить себя с достижениями. Если и есть в Библии самый страшный текст, как это в Евангелии от Матфея 7:21

21не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. 22Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? 23И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.                       Матфея 7

В Царство Божье войдут не пасторы, миссионеры, пророки, учители, апостолы. В него войдут дети Божьи. Потому что нашу вечность определят не наши дела, а то, кем мы стали благодаря им.

3. Кем Ты хочешь, чтобы я стал?

Третий этап взаимоотношений с Богом основан на понимании не того, что я получу от Бога. И не того, что я сделал для Бога. Он основан на осознании самого важного. Именно ради этого Бог и допускает всё в нашей жизни. Это важное – что останется со мной после того, как я оставлю этот мир.

В нём я оставлю всё то, что мне дал Бог. В нём я оставлю всё, что я сделал ради Бога. Все мои достижения, результаты, статусы останутся максимум в некрологе и на могильной плите. Единственное, что мне удастся забрать в вечность – это то, кем я стал. Мою личность, мой характер, совокупность всех качеств, которые я приобрёл.

Это сейчас мы с вами меряем друг друга земными свершениями. Мы говорим: это пастор, это классный специалист, это хороший семьянин, это профессиональный педагог, хорошая хозяйка, прекрасная мать. Но в духовном мире важнее не статусы, а качества души. Это великодушный, эта добрая, этот надёжный, тот – обидчивый, та – завистливая.

Именно над формированием образа нашей души трудится Бог. Ради этого вся наша жизнь. Бога интересуют не наши достижения, а то, кем мы стали, достигая их.

Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.                                                                                                1 Коринфянам 4:5

Бог предназначил нам не просто получить гарантированное место в раю. В Его замысле изменить нас, сделать другими. У Него есть образ, под который он хочет нас изменить. Это образ Его Сына Иисуса Христа.

Представьте, что вы ювелир, которому достался необработанный алмаз. И у вас есть готовый камень, шедевр, обработанный искусным мастером. Вы ставите перед собой этот образец в качестве ориентира и начинаете огранку вашего камня. Работа предстоит долгая и кропотливая. В процессе вам придётся снять множество граней и отполировать их. Каждая из граней в будущем будет подчёркивать совершенство изделия. Но сейчас это просто заготовка.

Вот так Бог работает с нашей душой. Ему уже удалось отполировать некоторые качества нашего характера. Но над другими предстоит долгая работа. Через множество жизненных ситуаций, решений, падений, ошибок Он будет отсекать часть за частью то, что нам не нужно. Чем дальше, тем меньше будет становиться камень. Но тем больше граней начнёт сиять.

Апостол Иоанн прошёл долгий путь от амбициозного юноши, который хотел сесть по правую сторону от Христа в Царстве Небесном до седовласого старца, который к концу жизни осознал ценность любви.

2Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. 3И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист.

1 Иоанна 3:2-3