Оплаченный долг. Послание Филимону. Часть 3

Оплаченный долг. Послание Филимону. Часть 3

Сегодня мы продолжим рассматривать ключевые выражения Апостола Павла в послании Филимону на фоне их любви, благодати в прощении и совокупности всех Божьих действий в нашей жизни.

2. Вынужденное добро приносит мало добра…. 14ст. (8-9ст)

У вас было такое чувство, что вы как будто обязаны сделать добро в ответ на добро, которое сделали вам. Но это было скорее вынужденное желание, возникшее из чувства долга, а не ваше добровольное желание….

Филимон был обязан Павлу тем, что он привел его ко Христу. И Павел был старше его и по положению, и по духовному возрасту. И Павел знал свой козырь и даже не скрывает его…. Я могу тебе приказать, и ты должен подчиниться – он это говорит открытым текстом. И более того, он уверен, что Филимон сделает даже больше, чем он просит – см. 21ст.

Но, это будет вынужденное послушание из чувства долга, а не добровольное… И Павла это не устраивает – ему важен не конечный результат, а процесс. Ему важно, с какой мотивацией Филимон будет делать то, что действительно должен сделать…

  • Ты должен любить этого человека, потому что ты христианин!
  • Ты должен прощать, иначе Бог тебя не простит.
  • Ты должен молиться каждый день, утром и вечером…И особенно по вторникам утром.
  • Ты должен каждый день читать Библию….
  • Ты должен давать 10%.
  • Ты должен участвовать в обетах веры
  • Ты должен ходит в церковь.
  • Ты должен ходить на домашнюю группу
  • Ты должен ходить на все братские и женские встречи, потому что надо!
  • Ты должен людям рассказывать Евангелие …

Как много этих – ты должен!!! И я не говорю, что все перечисленное, плохо и неправильно. Наоборот – все это правильное и нужно! Это доброе дело – но вот в чем вопрос: добровольное или вынужденное?

   Подумайте, сколько из всего того, что вы делаете – вы делаете добровольно и с желанием, или даже по любви, а сколько по принуждению,  вынужденно или потому что надо, не испытывая при этом никого чувства удовлетворения или радости… А возможно, что то даже делаете из за страха перед Богом, что Он вас накажет или из за ложного чувства вины; из за страха, что о вас подумают или скажут люди в церкви; из за страха оказаться на церковном замечании….

Но удивительное в том, что даже вынужденное доброе дело, может приносить много добра для других – и поэтому некоторые правильные и хорошие вещи, мы будем делать, потому что их необходимо делать, а не потому, что я от этого испытываю радость…  ПРИМЕР:

Повинуйтесь начальникам вашим и будьте им покорны; ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как имеющие дать отчет, чтобы они это делали с радостью, а не воздыхая; ибо это для вас не полезно. (Евр.13:17)

Автор этого послания призывает к добровольному послушанию, потому что в противном случае:

У наставников не будет никакой радости, у них будут опускаться руки в попытке вам помочь – но они продолжат наставлять вас, но как бы вынужденно – для них это будет бремя…. Потому что им надо дать перед Богом отчет в том, что они со своей стороны сделали все возможное…

Для меня ободрением в таком случае, звучат слова Павла: Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Гал.6.9

В конце концов, правильная мотивация всех добрых дел, сделанных из любви, это желание дать, а не желание что-то, или хоть что-то получить взамен…

Поэтому, я бы сформулировал вывод не как: можно или нельзя совершать служение, разные христианские действия и делать добро вынужденно….

А, бывает так, что иногда ты делаешь, то, что и должен делать как христианин или служитель, но не добровольно и с огромным желанием. Бывает так, что ты делаешь, и ропщешь, и ворчишь. Делаешь и осуждаешь других, которые не делают, как ты или тебе не помогают. Делаешь, и не хочешь делать, но чувство долга перевешивает желание ничего не делать. Делаешь, потому что больше некому. Делаешь, понимая умом, что Бог использует тебя для пользы других, но сам при этом, не получая никакой пользы, потому что кто-то с утра испортил настроение…

Увы, так бывает. Но это – не правильно. Вынужденное добро приносит мало добра…. Мало плода, радости и внутреннего удовлетворения лично для вас….  

Что делать?

  1. Слово «должен» никто не отменял. Это слово в русском значении произошло от слова «долг, обязанность».

 Как гражданин Российской Федерации ты много чего должен. Что то мы игнорируем, а что то безукоризненно выполняем, нравиться нам это или нет. Например, платим налоги. (без радости) Или соблюдаем все правила дорожного движения – от этого зависит, и наша и жизнь других. (Но я не радуюсь каждый раз, что пропустил пешехода или остановился на красный – просто должен).

 Тоже самое относиться к нашему новому гражданству – как христианин, ты подчиняешься новым правилам, установленным в Божьей Конституции, которую мы называем Библия.

   Здесь огромное количество, что должен делать епископ или диакон, служитель или новообращённый, жена или муж, дети, рабы или свободные. Каждый из нас что-то должен – и в Библии множество мест об этом (Рим.15.2, Рим.6:14, Рим.1:14, 1Кор.9:10, Фил.3:15, 1Ин.2.6, Лук.4:43). И часть этих «должен» в течении христианской жизни становиться нашим характером и образом жизни, и я уже не краду, не обманываю или не матерюсь, не потому что должен, а потому что по другому уже и не могу..!

Делать то, что ты должен, как Божье дитя – нормально и правильно, в не зависимости, от того, что не все, кто называет себя «христианами», исполняют все, что написано в Божьем Слове. …..

Все дело в том, что в расширенном значении слово «должен» имеет значение «соответствие». Ты соответствуешь своему новому званию «христианин», когда делаешь то, что должен делать, повинуясь Божьему Слову.

Поэтому, не бойся этого слова. Если Бог сказал – должен, значит должен! Какие тут могут быть еще вопросы?

  • Прислушаться к тому, что говорит Павел Филимону: если ты понимаешь, что то, что ты делаешь, доброе дело – относись к нему по другому.

Как  – по другому?

– как к хорошему…

– добровольно, с желанием, а не по принуждению – тогда от этого ты и сам получишь пользу…

– не думая только о себе, но и о пользе для других – это основной принцип Божьей любви… (Фил.2:4)…

пойми – теперь ты служишь Христу, а не людям. Именно обращаясь к рабам, как вы помните, Павел больше всего делает акцент на новом отношении к тому, что они делают: И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для людей (Кол.3:23).

Рабам в то время было гораздо сложней понять этот принцип, чем нам: Вот почему в 1Тим.6:1,2 (совр.пер) Павел дает развернутое пояснение: Все рабы, трудящиеся под бременем хозяев-язычников, должны считать своих хозяев достойными почитания, чтобы имя Божье и наше учение не оказались оклеветанными. Те же рабы, чьи хозяева-верующие, не должны оказывать им меньше уважения из-за того, что те – собратья. Напротив, они должны ещё лучше служить им, ибо те, кому они служат, – возлюбленные верующие.

Тоже самое относиться и к нам… Не ради людей и благодарности от довольной публики ты делаешь то, что должен делать – любое доброе дело мы делаем ради Христа и Его Славы. Это Аксиома!

Это нужно понять всем сердцем, душой и всем разумением. И тогда твое доброе дело действительно будет добрым…Не вынужденным, а добровольным…

Дело еще и вот в чем:

Когда Павел в 12 стихе пишет Филимону: ты же прими его, как меня, он на самом деле для Филимона бросает вызов, который и выразился в словах 14ст, о котором мы говорили.

Филимон любил всех святых. Особенно он любил Павла. Но некоторых святых трудно любить.

И теперь в слове «всех», находиться Онисим, который тебя обокрал, который от тебя сбежал, и не известно, что еще за глаза он говорил и делал против тебя! И по справедливости, ты должен его наказать!

Филимону предстояло испытание его веры и любви – одно дело любить тех, кого удобно и приятно любить, а другое дело любить таких, как Онисим, который причинил тебе зло и обидел тебя.

Павел, как бы говорит Филимону –  Вот она – та самая проверка твоей любви. Покажи это перед всеми своими домашними, перед всей церковью, перед другими рабами и рабовладельцами.

Онисим – это фон. Это инструмент, который Бог использовал, чтобы научить Филимона прощению и любви по благодати, а не из чувства долга или по принуждению.

Бог пошлет в вашу жизнь одного такого Онисима, или даже нескольких, чтобы научить вас практической любви и прощению… Я не знаю, кто это будет, но факт есть факт – в жизни всегда есть кто-то один, кого любить труднее, чем всех остальных. И он – никуда не исчезает, как бы нам этого порой не хотелось!

Убегая от одного Онисима, которого сложно любить, Бог пошлет нам другого… У Бога много инструментов, чтобы научить нас любви, вывести из зоны комфорта, посадить за парту и сделать «из диванных» теоретических христиан, активных и живых Божиих детей, которые не только знают Божье Слово, но и добровольно и с желанием Его исполняют, тем самым преображаясь каждый день в Образ Божий, как и было первоначально задумано Богом.

Так что, не сомневайтесь – с вами Бог еще не закончил!

  • В Божьем промысле всегда есть путь, чтобы привести вас к Нему. 15ст.

Бог позволил Филимону совершить преступление, убежать за тысячи км и не быть пойманным.     Павел не одобряет решение Онисима, но дает Филимону понять, что даже зло иногда Бог превращает в добро.

  • Через зло, совершенное родными братьями против Иосифа, спаслось огромное количество людей во время голода.
  • Через зло, причиненное людьми Христу, спаслись миллионы людей от наказания в аду.

В 17 веке протестантов в Голландии очень сильно возмущала религиозная свобода в стране: представляете, можно было исповедовать и католицизм, и иудаизм и, о ужас, быть атеистом! Возмущенные такой свободой нравов, протестантские отцы-пилигримы 400 лет назад, летом 1620 года на корабле Мейфлауэр отправились за религиозной чистотой к берегам Нового Света, в Америку.

И кто бы тогда знал, что с этой сотни пассажиров, из которых только половина были Пуританами, искавшими чистоты христианской веры, а половина были обычными предпринимателями, начнется христианская Америка – где религия теперь, идет рука об руку с бизнесом.

Бог использовал разложившеюся духовно Европу, чтобы приобрести целый континент.

  • Бог действует иногда совершенно непонятным нам способом, приводя людей к истине Евангелия, собирая разные пазлы в одну картину Спасения.

Онисим слышал о Христе в церкви Колосс, он знал, где настоящая свобода. Но обрел он свободу, пройдя нужду и испытав страхи наказания за совершенное преступление, далеко от дома, в тюрьме.

  • Я сейчас обращаюсь ко всем родителям, мамам и папам, которые молятся за своих детей; ко всем, кто молиться за покаяние своих родных и близких – Бог знает, как привести своих Онисимов к покаянию и вере!

Иногда нам кажется, что мы потеряли тех, кто нам дорог и молитвы как будто не помогают – но Бог допускает, чтобы на время наш блудный сын или дочь отлучился, чтобы потом принять его навсегда. И теперь, я и сам знаю, что означают эти слова….

Не теряйте упования на Бога – у Него есть время и место для того, чтобы привести к Себе Своих избранных, и тех, за кого вы молитесь.

  • Настоящее прощение – это любовь на практике …17-18 ст.

Тема прощения — это одна из центральных тем в Библии. Мы ждем прощения от Бога. Мы ждем прощения от людей… Но как то тяжело нам самим даётся способность прощать других … 

Когда Павел обратился к Филимону и сказал: все, чем тебя обидел Онисим и все, что он должен – запиши на мое имя, он ясно на своем собственном примере показал пример Христа и то, как нужно по настоящему прощать.

 снисходя друг к другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. (Кол.3:13)

  • Настоящее прощение, это отражение Божьей любви, проявленной к вам. Как Христос простил Вас, так и вы…
  • А как Христос простил вас?

Он ставил условия? У него были какие то «если»? Он потом нам припоминал все наши грехи?

Нет!!! Он простил нас, когда мы были еще грешниками и даже не думали у Него просить прощения! Рим.5:8 Вот как Он простил нас!

  • Подумайте: А как мы прощаем?

Конечно же, простить, это не значит сделать вид, что ничего не было. Иногда остаются последствия, совершенного против нас зла и нужно время, иногда много времени, чтобы боль обиды покрылась Божьей любовью.

Конечно же, простить, это не значит все забыть. Забыть можно, если тебе сделали лоботомию, и ты потерял память. Или твой мозг поместили в микроволновку и как у жесткого диска сделали полную дефрагментацию – но это в принципе невозможно. Мы будем помнить – но чем больше прошло времени, если мы действительно простили, тем меньше мы будем это вспоминать. А если и вспоминать, то по принципу – ну да, было дело…

Павел не призывает Филимона забыть преступления Онисима или сделать вид, что ничего не было.

Павел призывает Филимона не делать никаких карательных мер в отношении того, кто их по справедливости заслуживает. Павел предлагает «аннулировать долг», освобождая Онисима от чувства долга и вины…  Это и есть настоящее прощение…

Английское слово «forgive», которое мы переводим как простить, изначально имело смысл «отказаться давать». Буквально, это означало – «отпустить».

  • Когда я прощаю, я отказываюсь делать плохое в ответ на причиненное мне плохое;
  • когда я прощаю, я не буду больше вспоминая обиду, снова предъявлять претензии – долг аннулирован;
  • когда я прощаю, я отпускаю грехи другого человека, совершенные против меня, так же, как это сделал Иисус для меня. 
  • Отпускаю с миром и больше к этому не возвращаюсь никогда….  – вот, что такое настоящее прощение.

Для меня яркий пример настоящего прощения – это Исав. Правда, только спустя 21 год, после того, его родной брат Иаков, с помощью обмана украл у него право на благословение как перворожденного, после всех попыток буквально найти и убить Иакова, по справедливости и законам того времени, в Быт.33:4 И побежал Исав к нему навстречу, и обнял его, и пал на шею его, и целовал его, и плакали оба. Исав отказался давать справедливое наказание — это и есть настоящее прощение.

Но если бы все было так просто, в Библии не было бы множества призывов к христианам, прощать друг друга.  А простить друг друга от сердца, без желания показать обидчику «кузькину мать» и все, то я о нем думаю – это одно из самых важных из христианского списка «должен».

Мне нравиться еще один практический пример настоящего прощению, который приводит Павел Коринфянам – и он пересекается с тем, что говорит Павел Филимону.

 А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете [своими судьями] ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собой. Почему бы вам лучше не оставаться обиженными? Почему бы вам лучше не терпеть лишения? Но вы [сами] обижаете и отнимаете, и притом у братьев. (1Кор.6:4-8)

  • Люди  – странные существа: гадости делают друг другу, а прощения просят у Бога. У многих на шее крестик, а в душе – нолик!

Может быть поэтому, для некоторых христиан странно звучат слова  – А не лучше ли вам оставаться обиженным, чем ценой разрушения отношений, доказать, что ты прав?!

Давайте будем учиться прощать по настоящему! По примеру Христа, из любви и по благодати!

И перестанем ставить стены непрощения вместо того, чтобы устанавливать взаимоскрепляющие связи, как и должно быть в Божьей церкви.

  • Суть Евангелия в том, что Христос сказал: Я заплачу! 19ст.

Таков закон жизни, установленный Богом – кто-то должен расплачиваться за твой грех и твои преступления. Или ты сам или кто-то, кто соглашается это сделать вместо тебя…

Онисим не мог отдать то, что своровал – все уже давно было потрачено…. И заработать столько, сколько он должен, он тоже не мог… А Павел, имея для этого финансовую возможность, но не будучи обязанным это делать, говорит – я заплачу за Филимона его долг. Вот расписка от моей руки – прими от меня лично этот чек. И давай закроем этот вопрос навсегда.

 И этим Павел показал, что его слова «подражайте мне, как я Христу» 1Кор.4:16, имеют право быть сказанными. Павел на своем примере показал то, что сделал для него и для всех нас Иисус Христос на кресте, когда заплатил за наши грехи ценой своей пролитой крови!!!

При всех наших возможностях, мы никогда не сможем сами заплатить за свои грехи, чтобы Бог мог открыть для нас Небеса. Ничего из земного не имеет достаточной ценности, чтобы Бог мог принять их в оплату за наши грехи. Только Христос!

И это суть Евангелия, это суть Благой ВестиИбо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего возлюбленного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ин.3:16

     На этих удивительных словах, я бы хотел закончить проповедь, где мы коротко рассмотрели 5 ключевых выражений Апостола Павла в письме к Филимону, на фоне их взаимной любви, примера практической благодати в прощении и совокупности всех Божьих действий, благодаря которым мы теперь можем называть себя Христианами.

Пусть Бог нас благословить в том, чтобы применить все эти истины в своей практической христианской жизни и научит:

  • По настоящему прощать
  • Делать добро с желанием и из любви, а не по принуждению
  • Доверять Богу в вопросе спасения людей, за которых молимся
  • Любить тех, кого трудно любить
  • И верить в то, что Бог совершает и будет совершать в нас дело Своего Спасения до конца наших дней.