Негодный раб. Послание Филимону. часть 2

Негодный раб. Послание Филимону. часть 2

В Библии мы встречаем много ключевых выражений, и многие из них стали крылатыми фразами, которые используют в своей речи как верующие, так и неверующие.

Но удивительно, что в таком маленьком и личном послании, как послание Филимону, так много фраз и предложений, которые по праву можно назвать – крылатыми фразами! Каждая фраза Павла – это отдельная история. Я выделил только пять…

И исходя из этого, у проповеди появилось длинное название: 5 ключевых выражений, на фоне любви, благодати, прощении и совокупности Божьих действий.

    И прежде, чем мы рассмотрим эти утверждения, нам нужно погрузится в контекст того времени, который и стал причиной написания этого интересного богодухновенного письма, признанного всеми отцами церкви…

Итак, как мы помним – на дворе примерно конец 50г. после Р.Х.

Уроженец города Колоссы, богатый домовладелец язычник Филимон через служение апостола Павла в Эфесе, уверовал в Христа. Прошло пять лет, как он стал христианином и за это время, его жизнь сильно изменилась – он стал примером христианской любви и гостеприимства, служа Богу и церкви в Колоссах своим домом и имуществом…. Да, по сути – его дом и был буквально церковью – и он служил людям, которые каждое воскресенье собирались у него дома.

И не только он сам служил – он делал это вместе со своей семьей…

    Но так как он был богатый человек, у него были рабы, которые тоже помогали ему принимать людей и потом за всеми убирать….

В Римской империи было 60млн.рабов… Рабство было неотъемлемой частью античного мира. В то время было сложно представить себе мир без рабов, хотя уже во времена Павла рабство постепенно вытеснялось наемным трудом…

В понимании римлян, раб ассоциировался с иностранцем. Потому что в основном, это были не римляне или иудеи… Обычно, это захваченные в плен жители Азии, Сирии и Африки. Иногда, греки.

Рабы выполняли практически всю работу и не только в сфере тяжелого и грязного труда на полях… Были рабы – учителя, библиотекари, музыканты, художники, певцы, актеры, повара, врачи, придворные, кассиры, сторожа и конечно же, строители… (Представляете, что будет с нашей страной, и с Москвой отдельно, если уедут все жители с Азии!!! Все стройки остановятся, улицы никто не будет убирать, а дороги никто не будет делать…. )

Многие рабы за хорошую работу получали свободу, но большинство предпочитало оставаться у своих бывших хозяев в качестве наемных рабочих.

Свобода не гарантировала тебе возможность легко найти работу и тем более организовать свой собственный бизнес. Клеймо раба оставалось на всю жизнь!  Лучше оставаться рабом с куском хлеба и с крышей над головой, чем умереть свободным под мостом в нищете и пьянстве… Так думало большинство…  Но не все….

Некоторые рабы, даже получая относительную свободу и служа господам, которые стали христианами и уже по другому к ним относились, внутри продолжали оставаться недовольными и озлобленными…. Особенно, ленивые рабы – которые во сне мечтали о свободе, о легких деньгах и возможностях, которые эти деньги смогут дать! А реальности ничего не хотели делать!

Помните притчу Христа про ленивого и злого раба, который еще и обвинил своего доброго господина в том, что он получает прибыль от его работы….  

    Филимон проявлял свою любовь не только к своим гостям, но и к тем, кто на него работал. Да, вполне возможно, он был строгий, требовательный и справедливый, и это нормально для рабовладельца – но при этом, он проповедовал Евангелие и показывал христианскую любовь и к своим рабам и прислуге. Все, в его доме слышали о Христе – по-другому просто никак и не могло быть – свет невозможно скрыть!

Если Бог зажег в тебе Свой Свет, ты не сможешь его спрятать – о том, что ты веришь в Христа, узнают рано или поздно – лучше, рано! И не по слухам от других людей, а через твое личное свидетельство измененной жизни!

Именно это имел ввиду Иисус, когда сказал: Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. (Матф.5:14-16). И Филимон был таким Светом.

Все рабы в доме Филимона слышали о Христе, многие из них обратились ко Христу, большинство из них каждый день на себе испытывали благодать и любовь своего измененного Христом, нового господина, который понимал, что и над ним есть Господь….

… Но был один молодой лукавый и ленивый раб…

Его назвали самым распространённым в то время именем среди рабов – Онисим, что означает «полезный». Это звучало, как насмешка –  если ты раб, то просто обязан быть полезным….

Онисиму, это не нравилось…. Ему нравилось быть бесполезным днем, а ночью мечтать о свободной жизни – как пели в бременских музыкантах: ах, если бы сбылась моя мечта, какая жизнь настала бы тогда…. Вполне возможно, над ним и насмехались – эй, полезный в ковычках, помой полы  – опустись на землю. Ты – раб!!!

В общем, однажды, в голове этого бесполезного раба, возник план ограбления, и в одно прекрасно время, когда его господин Филимон по рабочим делам уехал из дома, он осуществил то, к чему заранее готовился: он украл деньги своего господина и убежал в самоволку…

Он украл достаточно много для того, чтобы можно было осуществить все свои мечты – и лучший способ для этого, затеряться в большом городе, как можно дальше, где никто тебя не знает и где есть возможности начать жизнь заново. В то время – это был Рим.

 Но это почти 2000км пути. Нужно много денег, чтобы незаметно беглому рабу добраться так далеко, не попасться специальной полиции по отлову беглых рабов, и наконец то потеряться в Риме, где таких как он было достаточно много…

Но, похоже, он украл не мало – ему хватило на дорогу и еще, похоже и осталось…

Но мечты, это одно, а реальность свободной жизни, оказалось, это совсем другое….

  • Скажите, какое свойство имеют деньги? Они быстро заканчиваются!

У Онисима деньги тоже закончились и вместе с этим пришла нужда…. Мы не знаем, что произошло в этот период времени – но мы точно знаем, что как то Онисим встретился с ап.Павлом, который в это самое время находился в тюрьме в Риме.

  • Возможно, его все-таки за что то задержали и он оказался в тюрьме. И там случайно встретился с Павлом, о котором он неоднократно слышал в доме своего Господина.
  • Более вероятно – когда он дошел до кондиции блудного сына и стал питаться отрубями с кормушки у свиней, и вспоминая, как хорошо ему жилось в доме Филимона, и возможно даже, вспоминая эту историю из Евангелий про блудного сына и видя перед собой свиные морды, которых иногда Бог употребляет, чтобы вразумить человека, его сердца наконец то коснулась истина Евангелия….Он начал искать выход из своего сложного положения… Так начинается истинное покаяние – с желания изменится….

Бог действует чудесным и иногда непостижимым нам образом – почему то за 2000км, в чужом городе, как в стогу сена он нашел то, что в изобилии на каждом шагу было в его доме – Истину о Христе!

Рим, хоть и большой город, но слухи по улицам распространяются быстро – он услышал, что ап.Павел, тот самый, через которого его господин пришел ко Христу, здесь – в городе. В тюрьме! И к нему можно попасть….

И он нашел возможность там с ним встретиться и именно там покаялся в своих грехах, обратился всем своим сердцем и душей ко Христу и рассказал Павлу все, что он сделал!

Именно в тюрьме Онисим наконец то стал по настоящему свободен! Не правда ли, парадокс…

Мы иногда ищем свободу совсем не там и совсем не в том! А настоящая свобода – только во Христе!

И Онисим обрел эту свободу, о которой только слышал и которую видел в измененной жизни разных людей в доме Филимона.

Конечно, в этой ситуации, начиная жизнь с чистого лица и понимая, что он уже достаточно долго был полным эгоистом и жил только для себя, Онисим начинает помогать Павлу.

Он решает служить тому, кто помог ему найти Христа и к тому же, Павел, действительно нуждался в помощи – Павел хоть и не был глубоким стариком, но уже был в годах, а учитывая все его травмы и проблемы со зрением, да и не самые лучшие условия содержания, удивительно то, как много он все еще работал…  

Павлу нужно было помогать с покупкой продуктов, постирать одежду, принести письменные принадлежности, убраться  – делать все, что и должен делать раб, только добровольно, как раб Иисуса Христа – из любви, а не по принуждению…

К тому же, все остальные его соработники не могли постоянно с ним находится – они только периодически его посещали. А Онисим мог быть всегда рядом – и это было удобно!

   Но Павел понимал, что будет неправильно оставить себе чужого раба, который все еще был в розыске. Как бы этого не хотелось, Онисим должен был вернуться домой, даже зная о том, что ждет беглых рабов и тем более воров…. Это было трудное решение…. Возможно, самое трудное в его жизни…

Понятное дело, Онисим изменился, но прошлое не исчезло и юридически он все ещё был собственностью Филимона, хоть это и звучало довольно странно: владеть братом во Христе, как вещью….. В любом случае, у Онисима не было на руках дарственной, он был нелегалом и легко на улице мог быть арестованным….

К тому же, наверняка, Епафродит, который посещал Павла, мог узнать бывшего раба Филимона и рассказать ему об этом…. В общем – это не правильно – по братски взять и присвоить себе чужую вещь, просто потому, что мне это больше нужно….

Поэтому, Павел решил отправить Онисима назад – но не одного.

Это во-первых, было опасно, его могли поймать и отправить на галеры или в шахты… Поэтому он отправляет его с доверенным своим сотрудником по имени Тихик. Который заодно должен был еще и принести послание в Колоссы и познакомить церковь с новым братом во Христе.

 Обо мне всё скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе, – которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших [обстоятельствах] и утешил сердца ваши, – с Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам обо всем, что здесь [происходит]. (Кол.4:7-9)

Во вторых, нужно было устное и письменное подтверждение того, что Онисим – это уже другой человек. Павел это понимал больше, чем кто-либо. В свое время с ним произошло нечто подобное:

Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам, но все боялись его, не веря, что он ученик. Варнава же, взяв его, пришел к апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса. (Деян.9:26,27)

Нужен был кто-то, кто мог за тебя поручиться… И поэтому Павел пишет личное письмо Филимону с просьбой простить Онисима и принять его снова к себе, только уже как брата во Христе.

И вот, что мы читаем в этом письме, не считая приветствия и того, о чем мы говорили в прошлой проповеди о характере Филимона.

Прочитаем Фил.8-21 ст. 

  1. Сущность христианства в том, что Бог меняет людей и из негодного делает годное. 11ст.

Я в детстве любил все чинить. В наше время, в принципе, обычно чинили все вещи, а не покупали сразу новые… Только у меня получалось так, что если я что-то разбирал, то собрать назад уже не мог. В попытке починить, обычно, я делал еще хуже…

Большинство людей именно этим и занимается – люди пытаются сами себя починить, заменяют одни детали на другие, медитируют, идут к психологам или разным бабкам, которые их только послушают и в лучшем случае, разберут на запчасти их проблемы, не давая инструкции как все собрать на место… И если даже на каком то этапе сила воли и помогает, то со временем, все становиться только хуже… Без Бога – мы только делаем новые заплатки на старой одежде…

Только Иисус из негодного, делает годное; из бесполезного – полезное. Из неисправного – работоспособное и служащее на долгое время! Только Бог может не подлатать нашу старую природу, а сделать из нас новое творение во Христе! Это сущность христианства!

Имя Онисима наконец то обрело свой первоначальный смысл – в прошлом он был бесполезный и ленивый, а теперь он стал полезный для меня, пишет Павел и точно будет полезен для тебя, обращается он к Филимону.

Ведь когда-то и Филимон был негодным – жил для себя, обманывал и также присваивал себе чужое, только в гораздо больших размерах, чем его раб и легально…

 Павел как бы напоминает и Филимону и нам – не забывайте, что вы не всегда были такими хорошими, любящими и святыми!

Вы были тьма, рабы страстей и похотей, заблудшие, были безбожники в мире и наслаждались грехом, как коты вискасом – насколько хватило Павлу красноречия – он неоднократно в посланиях описывает всю страшную картину того, кем мы были без Бога.

  • И были бы такими и по сей день, если бы Бог не нашел нас и не сделал новым Творением!
  • Хотя интересно наблюдать, что чем больше ты живёшь со Христом, тем больше видишь, как много еще предстоит менять и делать лучше!
  • И Слава Богу, что Дух Святой, как и обещал, не перестает каждый день шлифовать нас, делая похожими на Христа!

Бог изменил Филимона и теперь Павел пишет – Бог точно также изменил и Онисима, твоего раба.

И ты и он когда то были негодными….. Но теперь вы оба стали полезными!

После покаяния Бог действительно меняет людей – их рассуждения, цели и смысл жизни кардинально на 180 градусов меняются в противоположную сторону. У настоящего обращения к Богу всегда есть плоды!

Если в вашей жизни сегодня не произошло этого изменения, но у вас есть желание изменится – вам нужно покаяние перед Богом, признание Его Своим Господом и  Спасителем и твердое желание отдать всю свою жизнь Христу без остатка…..Твердое желание отказаться от всех прав на свою жизнь и добровольное желание стать рабом Иисуса Христа. (Рим.6:17-22)

  • Павел не стеснялся себя называть рабом Иисуса Христа.
  • В христианстве слово «рабство», как и слово «крест», приобрело другой смысл – оно перестало пугать.

Павел нигде в Новом Завете не призывает к отмене рабства – и это было бы неправильно, мир еще не был готов к его отмене. Любой призыв к тому, что рабство, это неправильно – дискредитировал бы христианство и привел к политическим гонениям.

Павел учил тому, что сделал Иисус Христос, и это были революционные взгляды для того времени: Иисус Христос объединил в себе всех людей и теперь, хозяин и его раб – братья во Христе!

 Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. (Гал.3:28)

Во Христе социальные различия потеряли свои действия, однако стирание этих рамок не дало больше свободы, как считали некоторые рабы – наоборот! Это дало больше ответственности!

Вот почему к церкви в Ефесе, в которой тоже были рабы, Павел пишет:  (Еф.6:5-8)

Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимой только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божью от души, служа с усердием, как Господу, а не как людям, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, – раб ли или свободный.

… ибо вы служите Господу Христу – пишет Павел похожее наставление в Кол.3:22-24;4:1

А обращаясь к их господам – христианам, Павел Пишет: И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими, и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия. (Еф.6:9)

Павел как бы говорит: Если ты раб – то теперь будь как самый лучший раб. Если ты рабовладелец – то теперь ты тоже раб Иисуса Христа и подотчетен Ему – поэтому относись к подчиненным справедливо…

  • Зачем я все это говорю о рабах – ведь сегодня нет рабства?!

Есть –  оно просто приобрело другие формы и выражается в других отношениях….

Сегодня кто-то из нас начальник, а кто-то офисный работник; кто-то прораб, а кто то на него работает…. Кто то мастер, а кто-то подсобник…. И даже в церкви есть старшие, которым, как призывает Писание, нужно подчиняться….

Вот почему, те принципы, которые Павел говорит рабам и рабовладельца того времени, актуальны во все времена.

И теперь ответственность на вас теперь лежит вдвойне: если Иисус Христос изменил вашу жизнь и из негодного раба, вы стали полезным для Господа, то от Господа ждите награды, а не от людей и будьте лучшими в своем деле! Абсолютно в любом деле!!!

Как некто сказал: если кто-то должен стать дворником, он должен подметать улицы так, как творил картины Микеланджело, писал музыку Бетховен и поэмы Шекспир… Так, чтобы ангелы сказали: здесь жил великий дворник, который действительно умел подметать улицы!

И мы должны быть лучшими в своей работе не только когда за нами наблюдают; честными не только когда на нас направлена камера видеонаблюдения! Вежливыми не только когда вовремя платят! Благословлять не только, когда тебе говорят спасибо! Строить отношения не только с целью получить свою выгоду, а потом потеряться….

Помните, что однажды и мы были негодными, но Бог, как написано в 2Тим.2:21, сделал нас сосудом для почетного употребления, освященным, пригодным Владыке, годным на всякое доброе дело. Пусть так и будет….

      Онисим стал Епископом в Ефесе спустя 50 лет после написания этого письма.  Об этом упоминает Игнатий Антиохийский, ученик апостола Иоанна. И по имени, и по сущности Онисим стал годным и полезным для Христа и Церкви. Он стал равным в служении со своим бывшим хозяином Филимоном, который тоже стал Епископом церкви. И теперь они уже вместе стали трудиться для Бога, церкви и общества, как братья во Христе в одном служении проповеди Евангелия!

  • Так работает удивительная Божья Благодать.
  • Так работает Евангелие – преображая и изменяя жизни людей.
  • Бог может и желает сегодня из вас сделать Новое Творение во Христе.
  • Бог хочет, чтобы вы тоже стали частью Его церкви, часть семьи искупленных Божьих детей….
  • Иисус любит тебя и сегодня зовет – приди ко Мне, и Я сделаю тебя полезным!