Кто ты: бальзам или заноза? Послание Филимону. Часть 1

Кто ты: бальзам или заноза? Послание Филимону. Часть 1

Апостол Павел в середине 50-х годов после Р.Х. во время своего третьего миссионерского путешествия, три года был пастором  в церкви г.Ефеса, организованной семейной парой Акилой и Прискилой… Три года он потратил на то, чтобы вырастить и укрепить лидеров в церкви, но при этом, не выезжая никуда за пределы города, он смог проповедовать Евангелие так, что почти все жители близлежащих городов узнали о Христе. (Деян.19.10)

Во время этого служения ко Христу обратился Епафрас, родом из г.Колоссы… И по возвращении в свой родной город, Епафрас организовал там церковь и в последствии был ее епископом.

Но более известен стал другой человек из этого города.

Богатый грек – домовладелец, чье имя переводится, как Любящий, примерно в тоже самое время, по рабочим делам был в Ефесе, и там, возможно не без участия Епафраса, познакомился с ап.Павлом.

У Павла с этим бизнесменом завязались дружеские отношения, и Павел смог донести до него Евангелие – он уверовал в Христа и его жизнь кардинально поменялась….

Он вернулся в свой родной город Колоссы и стал служить для Христа и для церкви своим имуществом, деньгами и домами. И как станет известно позже, не только этим…

     Спустя пять лет, Павла посадили в тюрьму в Риме за проповедь Евангелия, но это было облегченное тюремное заключение – к нему могли приходить все желающие, он мог писать послания и продолжал наставлять учеников…

Там были написаны послание Ефесянам, Филипийцам и Колосянам. Но одновременно с последним, было написано одно короткое, но очень личное послание – послание к Филимону, имя которого и переводится как Любящий.

1 Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей, брат, – Филимону, возлюбленному и сотруднику нашему, и Апфии (сестре) возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви: благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа. (Флм.1:1-3)

Я назвал проповедь: Кто ты – заноза или бальзам?

 И по старой доброй традиции, проповедь будет не одна – у нее будет продолжение….

И прежде, чем мы перейдем к сути и цели этого уникального письма, которое даже самый известный лжеучитель-гностик Маркион считал достойным Новозаветного канона, мы посмотрим на Филимона – человека, жизнь которого изменил Иисус Христос …

  • Время, это лучший инструмент, чтобы оценить и увидеть изменения после обращения ко Христу.

Павел посадил в Филимона ростки Евангелия, возможно Епафрас в Колоссах их поливал, но Бог возрастил так, что пример изменённой жизни Филимона стал не только примером для их церкви – он стал примером на все времена. Прошло 5 лет после покаяния – а любящий Филимон все более и более соответствовал своему имени, возрастая во Христе!

  • Согласитесь, кроме времени, лучшая оценка – это еще и объективный взгляд со стороны! И когда это взгляд не одного человека, а всей церкви или ее большинства – это и есть та правда, которою нужно принять и измениться, если она негативная; или воодушевиться и Славить Бога, если она позитивная….

Говоря о Филимоне, Павел выделяет 4 момента, которые показывают с самой лучшей стороны – какие изменения произошли в Филимоне- язычнике за эти годы, после того как он стал Филимон-христианин!

Итак, 4 момента о том, как меняется наша жизни после обращения ко Христу!

4 Благодарю Бога моего, всегда вспоминая тебя в молитвах моих, 5 слыша о твоей любви и вере, которую ты имеешь к Господу Иисусу и ко всем святым, 6 чтобы общение веры твоей оказалось действенным в познании всякого у нас добра для Христа. 7 Ибо я получил великую радость и утешение от любви твоей, потому что, благодаря тебе, брат, успокоены сердца святых. (Флм.1:4-7)

  1. Первый момент – всякий раз, когда Павел молиться о Филимоне – он благодарит за него Бога!

Подумайте – когда я о ком то молюсь, о чем я чаще всего молюсь? В основном мы больше молимся за кого то, когда у него появляется нужда, когда у него проблемы, за отлученных и на замечании, за какую то помощь для этого человека… И это все правильно, но в основном, одни просьбы…

    И к стыду своему скажу – я редко молюсь о ком то, как Павел. Вспоминая человека, я больше думаю о его нуждах и проблемах, с которыми он сталкивается, чем о том, чтобы благодарить за него Бога – за то, что он есть в церкви и моей жизни! За то, что он делает для Божьего царства!

       Попробуйте в следующий раз, молясь о людях в церкви и особенно тех, кто несет различные служения, больше благодарить за них Бога, благодарить не абстрактно, а за конкретные хорошие дела, которые вы видите…. Благодарить за ту работу, которую через них Бог совершает…

У Павла  – это было естественной реакцией – он не заставлял себя так молиться: всякий раз, как он только вспоминал о Филимоне – он говорил: Слава Богу за Филимона!

И не только Филимона – Павел так молиться практически за каждую церковь, к которой пишет свои послания – и это не просто такой стиль античного письма – действительно было за что благодарить!!!! Все – по факту!!!

  • Вот и подумайте – когда о вас люди будут молиться, о чем они будут думать? О чем они будут молиться, всякий раз вспоминая о вас в своей молитве?

2. Второй момент, отмеченный Павлом, раскрывает нам, почему Павел так молиться – дело в том, что христианскую жизнь, если она есть, всегда видно. 5ст.

Слухи распространяются быстро и наши дела говорят за нас гораздо больше, чем наши слова…

Павел, находясь в тюрьме, и не имея возможности встречаться лично с Филимоном, как и с другими своими сослужителями, имел только устную информацию, по слухам от других людей…

   То, что он услышал о Филимоне, лучше всего характеризует то, как должна меняться наша жизнь после обращения ко Христу…

Христианская жизнь, как монета – у нее есть две стороны: вера и любовь.

По вере мы спасаемся и верой живем. Но недостаточно только верить и знать, во что ты веришь – ты можешь стать ортодоксальным законником.

Веру нужно обратить в действие. И лучшее выражение веры, это любовь. Обратная сторона веры…

Божья любовь, которая окрашивает все, что мы делаем и придает всем действиям с нашей стороны христианский смысл. Дела любви, слова любви, отношения любви или то, что нам пожелал в прошлое воскресенье в проповеди Валера – совершать служение в любви.

С другой стороны, христианская жизнь имеет два обязательства: ко Христу и ко всем Святым, т.е. к церкви.

Невозможно верить в Христа и любить Его и при этом не доверять Богу и церкви и не проявлять любовь к людям.

 Вернее, увы, это возможно, но это не правильно! Такая монета не будет иметь смысла для Божьего Царства и вечности – она будет бесполезной, если с одной стороны у нее ничего не будет! Это – брак!!! Или одна стороны будет еле видимая и читаемая – такая монета имеет очень низкую ценность… Гораздо больше цениться та монета – где обе стороны ее четко видны, и не тусклые а сияют!!!

Тоже самое относиться и к нашей христианской жизни, примером которой является Филимон. У которого вера и любовь ко Христу и церкви были четко видны….

    Вы обратили внимание, что в начале письма Павел обращается к трем людям, а далее все пишет только Филимону…. Зачем упомянуты Апфия, Архипп и вся церковь, которая собирается у них дома?

Да потому что все они – одна семья. Это традиционная версия. Апфия – жена, а Архипп – сын. И все вместе они – служат! А их большой дом – это место, где собирается церковь в Колоссах.

А в то время, это было не так легко как сегодня…

Это была жертва – предоставить свой богатый дом для большого количества людей, из которых большая часть – бедные и даже рабы. Здесь не обойтись без финансовых затрат, жертвенной любви и огромного терпения, и смирения. Даже когда за всеми потом убираешь посуду или туалет…

   И дом Филимона служил не только тем, что там проводились воскресные богослужения. Похоже, в этом доме было много комнат, и в его доме останавливались другие братья, когда посещали их город. В то время было много странствующих проповедников – и не в каждом городе и не у всех верующих они могли остановится. Кстати, Павел в конце письма даже просит Филимона, чтобы он заранее приготовил для него одну из таких комнат.

  • Я не буду называть имена – вы их знаете, но у нас в церкви есть такие дома и такие люди! И за это стоит благодарить Бога каждый раз вспоминая этих людей.

И кстати, не только Филимон был радушным хозяином – его жена помогала ему в этом, иначе его жену никто бы не назвал возлюбленной – она соответствовала своему мужу! И для тех, кто часто остается в тени, это не меньшая жертва – постоянно принимать гостей!

 Это было опасно. Быть христианином в то время было совсем не популярно. В первые 10-20 лет римляне рассматривали новую веру, как придаток иудаизма и часто игнорировали. Но по мере того, как христианство распространялось, новая христианская вера, стал неудобной для язычников и государства.

Языческие храмы страдали, культ императора нарушался, а отсутствие толерантности со стороны христиан делало их диссидентами, опасными для общества. Для богатых людей и людей власти -стать христианином было вдвойне опасно – их многие знали в лицо. А уж тем более собирать у себя дома толпы непонятно кого, кормить этих людей и служить им!  Здесь никак не обойтись без полного доверия Богу, не думая о том – что скажут твои друзья и соседи….

Это мешало бизнесу. Богатый домовладелец принимал у себя дома таких же, как и он, бизнесменов… Там были свои традиции – без спиртного не обходилась ни одна приличная встреча. Обсуждая и заключая торговые сделки, часто приносили жертвы своим богам, соответствующим своей профессии. Да и не все делалось честно – взятки были во все времена, как появились деньги…

  Филимону пришлось многое менять в своем языческом мировоззрении и отношении к работе. Но Бог не оставил его без достатка – наоборот, приумножил так, что он много служил тем, чем Бог Его благословлял – и у него было время и заработать и служить!

И это, наверное, лучший пример для подражания:

Не думай о том, что ты можешь потерять на земле – больше думай о том, что ты можешь приобрести для вечности, служа тем, что у тебя уже есть сейчас! 

Не жди, когда у тебя будет много денег, когда закроешь все кредиты и будет излишек финансов, чтобы начать хоть немного благословлять других – вспомни пример бедной вдовы в храме.

Не жди, когда появится свободное время – времени никогда не будет, если мы его не возмем!

Не жди, когда у тебя будет большой дом с множеством комнат, чтобы тогда стать гостеприимным – если ваш дом, это ваша крепость, в который вход всем строго воспрещён, или только по записи, что-то не так с вашим понимаем Божьей любви и общительности, к которой призывает нас Божье Слово!

Подумайте – как и в чем я могу проявлять свою любовь и веру к церкви, исходя из того, что у меня есть сегодня? Используя те ресурсы, имущество и инструменты, которыми меня Бог благословил? 

3. Третий момент – это ответ на вопрос по теме проповеди: Кто ты – заноза или бальзам? 7ст.

То, что пишет Павел о Филимоне в 7 ст., это не попытка задобрить его различными похвалами, чтобы потом попросить об услуге, о которой он действительно потом и будет просить…

Это не то же самое: многоуважаемый Роман Анатольевич, известный своей щедростью и любовью по всему Краснодарскому краю, о твоей посвященности церкви слагаются легенды и радостью преисполнено сердце только при одном твоем напоминании – прости 10000, что я у тебя занял…

Нет, Павел не преследует такой цели и не преувеличивает значимость Филимона…

Филимон – это не какой то святой, ноги которого не касаются земли и во всех поступках которого, полное совершенство. Нет! Он такой же обычный человек со своими ошибками, которому тоже нужно учится…  

Но Филимон действительно был благословением для церкви! И это не просто слова, не соответствующие действительности! И это не субъективный взгляд Павла, только потому что у них есть дружеские отношения.

Говоря «мы» – он имеет ввиду и Тимофея, и Епафраса, пастора церкви, и других людей из церкви, которые приносили ему слухи о его любви и вере…. Это общее мнение…

Его имя – любящий, теперь действительно соответствовало его Новой жизни!

Он не был занозой, от которой все хотели избавиться – он был бальзамом, который успокаивал.

Павел пишет: у нас огромная радость и спокойствие от проявления твоей любви.

Вся церковь радуется, потому что когда в церкви есть такие люди, это приносит покой, вместо беспокойства; мир, вместо разделений и разборок.

Его дом и его семья – был как оазис среди пустыни, в котором верующие находили себе отдых и подкрепление. От общения с Филимоном, верующие становились еще более свежими – так можно перевести фразу «успокоены сердца святых»…

И время не только показало истинность этих слов, но и приумножило их значимость… В последствии Филимон оставил бизнес и стал епископом и в правлении Нерона, примерно через 10 лет, был мученически убит за христианскую веру…

Не важно, как вас зовут и что означает ваше имя – вы можете быть благословение для других! Попробуйте подставить вместо слова «брат» в 7ст –  свое имя. И что у вас после этого получиться? 

Так ли это на самом деле? А если вы честно можете сказать, что нетнадо закатать рукава, делать работу над ошибками и приводить свою христианскую жизнь в порядок.

Не знаю, как для вас, для меня пример Филимона, это огромный пример и серьезное обличение.

Однако, при всей красоте картины, есть один момент, который говорит о том, что Филимону тоже нужно было работать над собой…. И возможно, поэтому, Павел хотел, чтобы это письмо не тайно передали Филимону, а чтобы его прочитали вслух перед всей церковью, перед всеми его домашними – для большей ответственности Филимона. 

4. Четвертый момент – 6ст.чтобы общение веры твоей оказалось действенным в познании всякого у нас добра для Христа.

Нет сомнения, Филимон был щедрым и делал много добра.

      Однако, Павел молиться и призывает Филимона, чтобы он глубже понимал цель своей щедрости…. Чтобы, делясь с другими своей верой, он мог полнее познавать духовные благословения от Христа и правильно понимать мотивацию своих хороших поступков.

Зачем я пою или проповедую, зачем я прихожу на домашнюю группу или ее принимаю у себя дома, зачем я еду на миссию или жертвую на Обеты Веры, зачем я молюсь за других людей?

Павел нисколько не сомневался в том, что все это Филимон делал с правильными мотивами – с желанием принести Славу Богу, а не сделать себе имя…

– Но все же Павел посчитал нужным напомнить Филимону прилюдно о мотивации всех его поступков…

Я вспомнил похожие слова, сказанные Христом церкви в Ефесе: Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, Ты много перенес и имеешь терпение и для имени Моего трудился и не изнемогал.  Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. (Откр.2:2-4)

Не сразу люди в этой церкви, делая огромное количество хороших и добрых дел, слыша о которых можно только аплодировать, поняли, что потеряли первоначальный смысл, ради чего или кого они все это делали? Им продолжали хлопать и восхвалять их видимые успехи, а Христос говорит – вам нужно покаяться!

Увы, делая многократно многие годы одно и тоже хорошее дело, мы можем потерять первую любовь. И поэтому нам тоже нужно напоминание, как и Филимону, даже если сегодня все хорошо….

И поэтому я хочу ещё раз напомнить себе и всем нам – Не забывайте – то, что мы делаем в церкви и то, чем мы служим, мы делаем только Ради Христа и Его Славы:

  • Я хочу другим людям говорить Евангелие:
  • Быть шедрым и жертвенным!
  • Я хочу любить всех людей!
  • Я хочу быть благословением для церкви.
  • Я буду молиться о святых и благодарить Бога за них.

Давайте учиться на хороших примерах и стремится к тому, чтобы и нам самим стать хорошими примерами любви и веры в христианской жизни.