Сегодня только слепой, глухой и немой одновременно не обсуждает тему войны и санкций. И чаще всего, это не просто передача проверенной или непроверенной информации, это осуждение. И не просто – этот прав, а этот неправ…. Слова там гораздо «покрепче» …
Я назвал проповедь: Судить или не судить – вот в чем вопрос? Сегодня мы будем говорить про осуждение, рассуждение и оправдание… Давайте прочитаем Лук.18.9-14
- Контекст притчи: дает ответ на вопрос…
- О чем? Чаше всего эту притчу Христа рассматривают в контексте гордости и смирения или молитвы… И это верно – притча затрагивает эти темы.
Но сегодня я хочу посмотреть на нее в контексте осуждения и оправдания.
Иисус в этой притче обращается «к некоторым», не называя имен или званий, но те, кто его постоянно провоцировал всю дорогу из Галилеи до Самарии, к которой Он сейчас подходил, и постоянно осуждали буквально за все, что Он делал, прекрасно понимали, к кому он обращается без прямого обращения…
– Кто считал себя праведным и с презрением относился к другим? Конечно «святые» фарисеи….
Совсем недавно у Него была серьезная стычка с этими людьми, которые буквально на Него набросились с осуждениями того, что Он делал, исцеляя больных, и обвиняли даже в том, что эта сила у Него – от Сатаны.
Что ж, Иисус ранее (11-12гл) уже многое сказал о их внутренней сущности, но вот здесь Он дает урок не только для этих некоторых – он дает урок и ученикам, которые постоянно испытывали те же самые проблемы. И Он дает урок для нас – спустя столько лет ничего не поменялось в человеческой сущности…
Для контраста иллюстрации Иисус берет два прямо противоположных примера – и в их поведении мы как раз и увидим нашу проблему – проблему осуждения среди верующих.
10ст. Два человека вошли в храм помолиться: один Фарисей, другой мытарь…
- Кто такие – эти два героя?
- Фарисеи, это религиозно-политическое движение(секта), возникшее еще за 200 лет до Христа. Они полностью отказались от греческого языка и культуры. Фарисей, букв., переводиться, как отделившийся. Это люди, которые вышли из простых народных масс, были не аристократы и политики, как Саддукеи, но они поднялись наверх во власть только благодаря буквальному и тщательному исполнению Закона. Они любили Закон, но не любили людей. Они действительно выполняли даже сверх написанного в Законе и само исполнение буквы закона стало для них важнее самого Закона, но при этом они осуждали всех, кто его не выполнял… Они были лучшими лицемерами своего времени – все делая так, чтобы люди обязательно видели, что они делают – у него глаз в крови, потому что он врезался в дом, так как не смотрел на женщин! Он сгорблен, потому что смиренный…
Но при этом, они имели огромное влияние на простых людей и люди их уважали за высокий стандарт набожности, но очень мало из них по настоящему верили в Бога.
– Вот почему Иисус стал для них врагом №1: он не исполнял Закон так, как они это делали и этим подрывал их авторитет – как эталон учителей; и люди Его слушали больше чем их, за Ним шли тысячи – а это рождало ревность, зависть и в конечно итоге привело к желанию убить конкурента…
- Мытари, это сборщики налогов (судебные приставы и налоговые инспекторы в одном лице). Это евреи, которые были на службе у врагов – римлян и обирали своих же братьев. Им дали жезл – и отправили на дорогу – зарабатывай! Сколько нужно отдай, остальное – твое! И они брали постоянно больше, чем требовалось… Мытарь – это, наверное, самое презираемое слово в те времена, хуже чем грешник…
Но Иисус не только с ними общался, ел вместе, но и даже один ученик у него был бывший мытарь – Матфей….. И этой притчей – Иисус еще больше утвердил фарисеев в том, что для них – он враг…
- И у того и другого –хорошая цель: они пришли в храм помолиться!
Эти два человека – прямая противоположность друг другу…. Между ними нет абсолютно никакого общения – они враги и по своему друг друга презирают и врятли когда то будут вместе не то что кушать – разговаривать…
– Но вот они встретились на одной нейтральной территории, хотя даже здесь между ними социальная дистанция не меньше 5 метров… Фарисей – на своей территории, храм – это территория Закона, а он главный спец в его исполнении. Мытарь здесь не желанный гость, это на улице у него есть права делать, защищенные римской властью, обманывая тех же фарисеев ради своей выгоды…
- Они рядом, они оба – евреи, но между ними огромная пропасть…
Те, кто был в этот момент в храме – невольно, могли стать третьей стороной этой истории… Храм, это публичное место, а фарисеи специально все делали напоказ – чтобы люди это заценили! Вот и оценивали:
Фарисей, ну это понятно – они все время сюда приходят – они святые…. Но вот «этот» что тут забыл? Грехи свои замолить приперся??? В Аду ему место – своих обдирает, никакой совести нет! И как таких предателей земля носит!
А может в тот момент в храме были только эти двое, и никто никого не осуждал…
Но я поймал себя на мысли: ведь даже читая эту историю – я уже выбрал для себя – кто прав, а кто виноват и соответственно осудил фарисея, считая себя уж точно не таким, как он. Это вообще не про меня тут написано!
Представьте: прямо сейчас во время служения к нам зайдет какой нибудь неопрятный мужчина, наверняка обколотый, воняет от него, он с отрытой банкой пива сядет где то там сзади…. – сколько рядов вокруг него сразу станут пустыми???
Я поймал себя на мысли, что нам гораздо приятней сидеть рядом с тем, от кого пахнет арматами Гуччи и Шанель, кто похож на нас, кто со вкусом одевается, кто вежливый и приветливый, кто всегда вам улыбается…
Нам приятно быть вместе с приятными – но в чем тогда предназначение церкви на земле?
Итак, эти два человека пришли в церковь помолиться – только их молитвы кардинально разные, как и они сами. И результат от этого посещения храма – тоже кардинально разный!
- Не всякая молитва является молитвой…
Что делает фарисей? Три фатальные ошибки.
- Он молиться не Богу… Это очень хорошо видно в греческом языке – «сам в себе» – это предлог «к» – буквально «к себе» – этот предлог указывает направление его молитвы…. Фраза «Боже», это просто фраза… О Господи, какой же я красавчик!
Видите, как много здесь «Я»? Есть Я, который не такой как эти и есть Я, который делает больше все эти…. Да, он благодарит Бога, но это больше констатация факта того, что он считает себя особенным – он достоин Божьей благодати!
Ему нечего просить у Бога, ему нечего и признавать перед Богом – он сам все сделал красиво! Вот он себе это и говорит…
Он пришел к Богу ни с чем, и ушел тоже с ни с чем – и он ушел не оправданным и не измененным…Фразы «более, нежели тот…» нет в оригинале. Он вообще ничего не получил, потому что Богу и не молился…
Он не был услышан, потому что особо в этом и не нуждался – свою порцию славы он уже получил от людей…
- С первых же слов он начинает осуждать….
После фразы «я не такой…» – дальше можно было ничего и не говорить – он уже провел красную черту.
НЕ такой, как прочие люди… А кто такие, эти прочие люди? Это грабители, обидчики, прелюбодеи… Все грешники, как вот этот мытарь… Кроме меня, естественно… И знаете, в чем парадокс?
И в целом – он говорит правду!!! Он действительно так не поступает, даже не смотрит на женщин, 5 раз в день молится, закон и все правила знает наизусть и все выполняет!!!
– НО он идет дальше – говорит так, как будто Бог ему еще и обязан за то, что он для Него делает: «Я ведь не просто исполняю закон, я его выполняю сверх закона!!!»
- По закону нужно было поститься только раз в году – в день Искупления. Фарисеи же постились два раза в неделю – в понедельник и четверг, именно в это время работал рынок, стекалось много людей и была возможность показать «свою святость», что они «не такие как все…».
- Он дает 10% абсолютно со всей прибыли с математической точностью до копейки… Даже с чего не надо давать, дает…. Он реально много жертвует!
Я иногда слышу, как верующие перечисляют вслух то, что они делают: как много и как часто читают Библию, как много жертвуют, сколько именно кладут в ящик с Обетами Веры, сколько времени проводят в молитве… И иногда за всеми этими хорошими делами может скрываться банальное «я не такой как некоторые братья и сестры, которые делают меньше, чем я…»
Осуждение иногда не произносится вслух, но оно подразумевается, когда наши слова о себе становятся эталоном для суда другого – ведь получается, если я так не делаю как он, то я не такой духовный?
- А часто, осуждение произноситься вслух – с правильной оговоркой – «я не осуждаю, я рассуждаю»…
Этот проповедник чушь какую-то говорит, скучно или неинтересно, а эти музыканты неправильно играют, этот петь вообще не умеет… Иногда так и хочется сказать: а ты возьми и попробуй сам!
Когда я только уверовал, у нас в молодежи была такая фраза, когда мы сравнивали себя с грешниками – они все халдеи. Одеваются, как халдеи, разговаривают как халдеи, музыку халдейскую слушают… А мы не такие…
Между церквами – было тоже самое: ой, это харики, а это полтинники, а это отделенники… А Свидетели Иеговы в наших устах звучало с презрением – как этот мытарь!
Косынки, штаны и юбки, кальвинисты и арминиане, психология и КорамДео, Украина, США и Россия…
Как верующие – мы не просто говорим об этих вещах, мы очень часто судим и по сути повторяем слова фарисея: я не такой, как они….
Могу сказать только одно: Если вы Божьи Дети, Бог обязательно покажет вам, кто вы есть на самом деле…
Однажды одна лондонская газета опубликовала вопрос, обращенный к читателям: в чем проблема этого мира? В редакцию поступили множество ответов, но только один среди них выделялся краткостью и гениальностью. Это был ответ английского писателя, поэта и философа, Гильберта Честертона. Вот что он написал: во мне, господа.
- Правильное положение перед Богом.
Кто в нашей истории размышляет похожим образом, как этот писатель? Мытарь!
Во всем его облике видно полное сокрушение перед Богом –ему действительно есть, о чем просить прошения – он сам выбрал эту профессию, он сознательно обманывал своих братьев и возможно, этого фарисея, когда брал с них налог, он предал свой народ, он нарушал постоянно все, что написано в Божьем Законе…
Он действительно грешник – и как видим, он это и не скрывает…
- Только его молитва обращена к Богу – это не игра на публику…
- Он молиться не так, как обычно молятся евреи – не поднимает голову вверх, а наоборот, как провинившийся ребенок, лицом в пол.
- Он признает себя грешником, который заслуживает наказания. И это правда….
- Он просит о Божьей милости – а другого выбора у него и нет…
- Он бьет в отчаянии и в искренней мольбе себя в грудь….
- Он понимает, что в нем нет никакой праведности, чтобы рассчитывать на оправдание…
И это правильное положение перед Богом, в отличие от Фарисея – именно это и хотел сказать Иисус!
И Мытарь получает то, что просит с верой. Получает исключительно по милости и благодати, и уходит домой свободным и оправданным Богом в отличие от фарисея, который в этом даже и не нуждался…
Потому что, как написано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. (1Пет.5:5,)
Итак, в чем же проблема осуждения?
- Проблема осуждения – в приклеивании ярлыков.
Что такое осуждение? Это когда ты узнал, что человек сделал неправильный поступок, который ты осудил – и ты стал об этом человеке думать плохо.
Вы за рулем и вас подрезает машина, перестраивается резко перед вами и едет дальше, как ни в чем не бывало: ваша реакция?
- А поворотниками не учили пользоваться? Баран, права где купил? Наверняка блондинка за рулем?
Когда я говорю, что он неправильно едет, я не осуждаю – а констатирую факт опасной езды, согласно правил дорожного движения. Но когда я матами или обычными словами, говорю о том, какой он «плохая редиска» – я осуждаю….
Осуждение – это когда ты не просто взял на себя функцию судьи, которой у тебя и нет – и выносишь решение, виновен или невиновен; Когда ты не только осуждаешь поступок или выбор человека, а ты меняешь к нему свое отношение как к личности! Он – плохой!!! В словах фарисея это видно в фразе «как этот мытарь»…
- В этом огромная разница в осуждении и рассуждении – в оценке поступка или осуждении личности.
- Осудить – значить вынести приговор о виновности или оправдании. И у нас, чаще всего, нет этого права – мы сами берем на себя роль судьи, и эталоном для приговора являемся тоже сами…
- Есть два исключения: это судьи, как профессия, у которых есть общепринятые законы для ориентира в вынесении приговора.
- В церкви применяется церковная дисциплина и у церкви есть Богом данное право осуждать греховное поведение на основании Писания – 1Кор.5.12. Но даже здесь может быть тонкая грань осуждения – необходимо много мудрости и молитвы, чтобы не осудить несправедливо, по человечески…
Но знаете, что еще хуже осуждения? Пред осуждение! Сегодня в мире- это даже какой-то тренд!
Ты еще вообще ничего не знаешь о человеке, и он тебе еще ничего плохого не сделал, но ты уже о нем думаешь плохо…
- Когда то подобное осуждение было ко всем мусульманам, потому что они все террористы, теперь похожее отношение к русским…
- Какой то пастор сделал где-то кому-то что-то плохое, или один верующий другому что то там сказал неприятное, о чем мы даже и не знаем, но мы уже другим рассказываем – какой он плохой.
- Фарисей ничего не знал об этом мытаре, он не знал причину почему тот пришел в храм, что у него в сердце, в семье происходит, он не знал его жизненной ситуации – но уже осудил только потому, что он мытарь! Мы иногда делаем подобное, когда осуждаем только по профессии…
И на закуску, еще одна история:
Один человек пришел в церковь. Он забыл выключить свой телефон, который вдруг громко зазвонил во время молитвы… Пастор попросил его в следующий раз выключить телефон, люди, которые сидели рядом, после молитвы ему высказали, что он им мешал, а жена по дороге домой выговорила ему о его невнимательности…
После этого случая этого человека никогда больше не видели в церкви. В этот вечер он пошел в бар. Он все еще нервничал и его руки дрожали. Случайно он разлил свой напиток на стол. Официант извинился и дал ему салфетку, чтобы вытереться. Уборщик вытер пол, а управляющая бара предложила ему напиток за счет заведения. При этом она сказала: не беспокойтесь мужчина. Все делают ошибки. С этого дня он стал ходить в бар каждый день…..
Осуждение имеет последствия – и не только для нас, но и для других, с кем мы через осуждение создаем барьеры и рушим мосты общения…
Почему я вообще именно сегодня, на Вечерю говорю об осуждении? По трем причинам.
- Иисус Христос и другие авторы Нового Завета неоднократно говорят об этой существующей проблеме среди верующих людей. И не только говорят, что есть эта проблема, но и говорят, что нужно делать!
- Мф.7.1-5 Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: “дай, я выну сучок из глаза твоего”, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего.
- Ин.7.24 Не судите по наружности, но судите судом праведным.
- Рим.2.1 Поэтому нет тебе извинения, человек, судящий другого, кто бы ты ни был! Осуждая других, ты тем самым осуждаешь и себя, потому что ты, судящий, сам делаешь то же. (Новый Русский перевод)
- Рим.14.12-13 Каждый из нас ответит перед Богом сам за себя. Поэтому не будем больше судить друг друга. Лучше смотрите за собой, чтобы не делать ничего такого, из-за чего брат ваш может споткнуться и упасть. (Новый Русский перевод)
- Иак.4:12 Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?
Вы нашли в этих стихах для себя ответ – что нужно делать, когда в голове и на языке появляется желание что-то сказать о другом человеке? Думаю, ответ очевиден и хороший результат тоже будет очевиден, если послушаться Бога и вовремя остановится…
Никто не хочет оказаться с мишенью на спине, но дротики в спины других мы кидаем гораздо проще…
Проблема осуждения есть в каждом человеке, чья природа испорчена грехом еще с Эдемского Сада, когда первые люди стали перекладывать ответственность за свой грех друг на друга…
- Но у нас есть Новая сущность, новая природа от Бога, данная при духовном рождении.
- И у нас есть отличные повеления из Писания, которые возможно выполнять, благодаря наличию этой новой Природы во Христе.
- И у нас есть Дух Святой, который напомнит, когда мы промазали…
- И у нас есть кровь Христа, которая омывает от всякого греха! Даже от греха осуждения!
- Судить или не судить – для Бога это уже решенный вопрос!
По справедливому Суду, Бог должен каждого человека наказать за его грехи, потому все согрешили и лишены Славы Божьей, говорит Писание Рим.3.23. И Бог будет судить именно за греховные поступки…
Но тут же в 24ст апостол Павел добавляет: получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе.
Вот как Бог решил этот вопрос! Наши грехи Бог вменил Иисусу Христу, и Он умер за наши грехи, понеся справедливое наказание. Мы сегодня вспоминаем об этом событии, когда будем совершать Заповедь Господню….
И благодаря этому свершенному действию и по вере в Господа Иисуса Христа, в признании себя перед Богом абсолютными грешниками, надеясь только на Божью благодать и милость, как это сделал мытарь в притче – мы получаем прощение грехов и полное оправдание перед Богом!
Бог не будет вас судить, если вы во Христе!!!
Это лучшее Евангелие, о котором говорится в этой истории – ты можешь уйти домой оправданным!
Бог сделал все возможное, чтобы человек был оправдан вместо заслуженного осуждения и наказания.
Всегда помните – Бог, вместо заслуженного осуждения, проявил к вам милость и благодать.
И это лучшая мотивация поступать точно также по отношению друг ко другу – не судить прежде времени, но отдать это право в руки Того, кто имеет для этого власть!
- Вечеря, это средство благодати. Это не только огромная привилегия для всех членов церкви, которые заключили с Богом Завет через водное крещение, но и большая ответственность.
Ответственность перед самим собой. Ответственность перед церковью. Ответственность перед Богом. И эта ответственность – в правильной оценке себя как Божьего Дитя перед Небесным Отцом, единственным справедливым, любящим и многомилостливым судьей, чья оценка не искажена грехом.
У которого есть и пряник и ремень – есть право наказывать и судить и есть право прощать и миловать…..
Но чтобы до ремня не доходило, Бог сегодня, в этот особый День – обращаясь к церкви еще раз говорит: проверьте себя!
Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром. (1Кор.11:28-32)
Проверьте себя! Не соседа…. Не папу или маму, не мужа или жену, не своих детей, не кого то, где-то, кто поступает неправильно…. ПОДУМАЙТЕ?
- В каком я сейчас положении перед Богом? Прошенный и оправданный или еще даже не начинал бить себя в грудь, как мытарь, в глубоком сокрушении и покаянии перед Богом? Возможно уже давно для этого настало время – время для покаяния; Возможно – сегодня время уйти домой оправданным Богом!
- Какие у меня отношения с моими братьями и сестрами в церкви и не только в нашей? Как я их люблю?
- Нуждаюсь ли я в том, чтобы Евангелие меня меняло постоянно или я как фарисей не вижу необходимости в Искупителе, думая, что у меня и так все хорошо в духовной жизни?
Судить или не судить – это серьезный вопрос для нас сегодня… Но еще более важный вопрос – быть осужденным или оправданным Богом и это во многом зависит от нашего выбора сегодня…
Пусть Господь даст нам мудрости поступать правильно во всех этих вопросах…