Судить или не судить: вот в чем вопрос…

Судить или не судить: вот в чем вопрос…

Сегодня только слепой, глухой и немой одновременно не обсуждает тему войны и санкций. И чаще всего, это не просто передача проверенной или непроверенной информации, это осуждение. И не просто – этот прав, а этот неправ…. Слова там гораздо «покрепче» …

Я назвал проповедь: Судить или не судить – вот в чем вопрос? Сегодня мы будем говорить про осуждение, рассуждение и оправдание… Давайте прочитаем Лук.18.9-14

  1. Контекст притчи: дает ответ на вопрос…
    1. О чем? Чаше всего эту притчу Христа рассматривают в контексте гордости и смирения или молитвы… И это верно – притча затрагивает эти темы.

Но сегодня я хочу посмотреть на нее в контексте осуждения и оправдания.

Иисус в этой притче обращается «к некоторым», не называя имен или званий, но те, кто его постоянно провоцировал всю дорогу из Галилеи до Самарии, к которой Он сейчас подходил, и постоянно осуждали буквально за все, что Он делал, прекрасно понимали, к кому он обращается без прямого обращения…

 – Кто считал себя праведным и с презрением относился к другим? Конечно «святые» фарисеи….

Совсем недавно у Него была серьезная стычка с этими людьми, которые буквально на Него набросились с осуждениями того, что Он делал, исцеляя больных, и обвиняли даже в том, что эта сила у Него – от Сатаны.

Что ж, Иисус ранее (11-12гл) уже многое сказал о их внутренней сущности, но вот здесь Он дает урок не только для этих некоторых – он дает урок и ученикам, которые постоянно испытывали те же самые проблемы.  И Он дает урок для нас – спустя столько лет ничего не поменялось в человеческой сущности…

Для контраста иллюстрации Иисус берет два прямо противоположных примера – и в их поведении мы как раз и увидим нашу проблему – проблему осуждения среди верующих.

10ст. Два человека вошли в храм помолиться: один Фарисей, другой мытарь…

  1. Кто такие – эти два героя?
  2. Фарисеи, это религиозно-политическое движение(секта), возникшее еще за 200 лет до Христа. Они полностью отказались от греческого языка и культуры. Фарисей, букв., переводиться, как отделившийся. Это люди, которые вышли из простых народных масс, были не аристократы и политики, как Саддукеи, но они поднялись наверх во власть только благодаря буквальному и тщательному исполнению Закона. Они любили Закон, но не любили людей. Они действительно выполняли даже сверх написанного в Законе и само исполнение буквы закона стало для них важнее самого Закона, но при этом они осуждали всех, кто его не выполнял… Они были лучшими лицемерами своего времени – все делая так, чтобы люди обязательно видели, что они делают – у него глаз в крови, потому что он врезался в дом, так как не смотрел на женщин! Он сгорблен, потому что смиренный…

Но при этом, они имели огромное влияние на простых людей и люди их уважали за высокий стандарт набожности, но очень мало из них по настоящему верили в Бога.

– Вот почему Иисус стал для них врагом №1: он не исполнял Закон так, как они это делали и этим подрывал их авторитет – как эталон учителей; и люди Его слушали больше чем их, за Ним шли тысячи – а это рождало ревность, зависть и в конечно итоге привело к желанию убить конкурента…   

  • Мытари, это сборщики налогов (судебные приставы и налоговые инспекторы в одном лице). Это евреи, которые были на службе у врагов – римлян и обирали своих же братьев. Им дали жезл – и отправили на дорогу – зарабатывай! Сколько нужно отдай, остальное – твое! И они брали постоянно больше, чем требовалось… Мытарь – это, наверное, самое презираемое слово в те времена, хуже чем грешник…

Но Иисус не только с ними общался, ел вместе, но и даже один ученик у него был бывший мытарь – Матфей….. И этой притчей – Иисус еще больше утвердил фарисеев в том, что для них – он враг…

  • И у того и другого –хорошая цель: они пришли в храм помолиться! 

Эти два человека – прямая противоположность друг другу…. Между ними нет абсолютно никакого общения – они враги и по своему друг друга презирают и врятли когда то будут вместе не то что кушать – разговаривать…

– Но вот они встретились на одной нейтральной территории, хотя даже здесь между ними социальная дистанция не меньше 5 метров…  Фарисей – на своей территории, храм – это территория Закона, а он главный спец в его исполнении. Мытарь здесь не желанный гость, это на улице у него есть права делать, защищенные римской властью, обманывая тех же фарисеев ради своей выгоды…

  • Они рядом, они оба – евреи, но между ними огромная пропасть…

Те, кто был в этот момент в храме – невольно, могли стать третьей стороной этой истории… Храм, это публичное место, а фарисеи специально все делали напоказ – чтобы люди это заценили! Вот и оценивали:

Фарисей, ну это понятно – они все время сюда приходят – они святые…. Но вот «этот» что тут забыл? Грехи свои замолить приперся??? В Аду ему место – своих обдирает, никакой совести нет! И как таких предателей земля носит!

А может в тот момент в храме были только эти двое, и никто никого не осуждал…

Но я поймал себя на мысли: ведь даже читая эту историю – я уже выбрал для себя – кто прав, а кто виноват и соответственно осудил фарисея, считая себя уж точно не таким, как он. Это вообще не про меня тут написано!

Представьте: прямо сейчас во время служения к нам зайдет какой нибудь неопрятный мужчина, наверняка обколотый, воняет от него, он с отрытой банкой пива сядет где то там сзади…. – сколько рядов вокруг него сразу станут пустыми???

Я поймал себя на мысли, что нам гораздо приятней сидеть рядом с тем, от кого пахнет арматами Гуччи и Шанель, кто похож на нас, кто со вкусом одевается, кто вежливый и приветливый, кто всегда вам улыбается…

Нам приятно быть вместе с приятными – но в чем тогда предназначение церкви на земле?

Итак, эти два человека пришли в церковь помолиться – только их молитвы кардинально разные, как и они сами. И результат от этого посещения храма – тоже кардинально разный!

  1. Не всякая молитва является молитвой…

Что делает фарисей? Три фатальные ошибки.

  1. Он молиться не Богу… Это очень хорошо видно в греческом языке – «сам в себе» – это предлог «к» – буквально «к себе» – этот предлог указывает направление его молитвы….  Фраза «Боже», это просто фраза… О Господи, какой же я красавчик!

 Видите, как много здесь «Я»? Есть Я, который не такой как эти и есть Я, который делает больше все эти….  Да, он благодарит Бога, но это больше констатация факта того, что он считает себя особенным – он достоин Божьей благодати!

Ему нечего просить у Бога, ему нечего и признавать перед Богом – он сам все сделал красиво! Вот он себе это и говорит… 

  Он пришел к Богу ни с чем, и ушел тоже с ни с чем и он ушел не оправданным и не измененным…Фразы «более, нежели тот…» нет в оригинале. Он вообще ничего не получил, потому что Богу и не молился…

Он не был услышан, потому что особо в этом и не нуждался – свою порцию славы он уже получил от людей…

  • С первых же слов он начинает осуждать….

После фразы «я не такой…»  – дальше можно было ничего и не говорить – он уже провел красную черту.

НЕ такой, как прочие люди… А кто такие, эти прочие люди? Это грабители, обидчики, прелюбодеи… Все грешники, как вот этот мытарь… Кроме меня, естественно… И знаете, в чем парадокс?

И в целом – он говорит правду!!! Он действительно так не поступает, даже не смотрит на женщин, 5 раз в день молится, закон и все правила знает наизусть и все выполняет!!!

 – НО он идет дальше – говорит так, как будто Бог ему еще и обязан за то, что он для Него делает: «Я ведь не просто исполняю закон, я его выполняю сверх закона!!!»

  • По закону нужно было поститься только раз в году – в день Искупления. Фарисеи же постились два раза в неделю – в понедельник и четверг, именно в это время работал рынок, стекалось много людей и была возможность показать «свою святость», что они «не такие как все…».
  • Он дает 10% абсолютно со всей прибыли с математической точностью до копейки… Даже с чего не надо давать, дает…. Он реально много жертвует!

Я иногда слышу, как верующие перечисляют вслух то, что они делают: как много и как часто читают Библию, как много жертвуют, сколько именно кладут в ящик с Обетами Веры, сколько времени проводят в молитве… И иногда за всеми этими хорошими делами может скрываться банальное «я не такой как некоторые братья и сестры, которые делают меньше, чем я…»

Осуждение иногда не произносится вслух, но оно подразумевается, когда наши слова о себе становятся эталоном для суда другого – ведь получается, если я так не делаю как он, то я не такой духовный? 

  • А часто, осуждение произноситься вслух – с правильной оговоркой – «я не осуждаю, я рассуждаю»…

Этот проповедник чушь какую-то говорит, скучно или неинтересно, а эти музыканты неправильно играют, этот петь вообще не умеет…  Иногда так и хочется сказать: а ты возьми и попробуй сам!

Когда я только уверовал, у нас в молодежи была такая фраза, когда мы сравнивали себя с грешниками – они все халдеи. Одеваются, как халдеи, разговаривают как халдеи, музыку халдейскую слушают… А мы не такие…

Между церквами – было тоже самое: ой, это харики, а это полтинники, а это отделенники… А Свидетели Иеговы в наших устах звучало с презрением – как этот мытарь!

Косынки, штаны и юбки, кальвинисты и арминиане, психология и КорамДео, Украина, США и Россия…  

Как верующие – мы не просто говорим об этих вещах, мы очень часто судим и по сути повторяем слова фарисея: я не такой, как они….  

Могу сказать только одно: Если вы Божьи Дети, Бог обязательно покажет вам, кто вы есть на самом деле…

Однажды одна лондонская газета опубликовала вопрос, обращенный к читателям: в чем проблема этого мира? В редакцию поступили множество ответов, но только один среди них выделялся краткостью и гениальностью. Это был ответ английского писателя, поэта и философа, Гильберта Честертона. Вот что он написал: во мне, господа.

  1. Правильное положение перед Богом.

Кто в нашей истории размышляет похожим образом, как этот писатель? Мытарь!

Во всем его облике видно полное сокрушение перед Богом –ему действительно есть, о чем просить прошения – он сам выбрал эту профессию, он сознательно обманывал своих братьев и возможно, этого фарисея, когда брал с них налог, он предал свой народ, он нарушал постоянно все, что написано в Божьем Законе…

Он действительно грешник – и как видим, он это и не скрывает…

  • Только его молитва обращена к Богу – это не игра на публику…
  • Он молиться не так, как обычно молятся евреи – не поднимает голову вверх, а наоборот, как провинившийся ребенок, лицом в пол.
  • Он признает себя грешником, который заслуживает наказания. И это правда….
  • Он просит о Божьей милости – а другого выбора у него и нет…
  • Он бьет в отчаянии и в искренней мольбе себя в грудь….  
  • Он понимает, что в нем нет никакой праведности, чтобы рассчитывать на оправдание…

И это правильное положение перед Богом, в отличие от Фарисея – именно это и хотел сказать Иисус!

И Мытарь получает то, что просит с верой. Получает исключительно по милости и благодати, и уходит домой свободным и оправданным Богом в отличие от фарисея, который в этом даже и не нуждался…

Потому что, как написано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. (1Пет.5:5,)

Итак, в чем же проблема осуждения?

  • Проблема осуждения – в приклеивании ярлыков.

Что такое осуждение? Это когда ты узнал, что человек сделал неправильный поступок, который ты осудил – и ты стал об этом человеке думать плохо.

Вы за рулем и вас подрезает машина, перестраивается резко перед вами и едет дальше, как ни в чем не бывало: ваша реакция?

  • А поворотниками не учили пользоваться? Баран, права где купил? Наверняка блондинка за рулем?

Когда я говорю, что он неправильно едет, я не осуждаю – а констатирую факт опасной езды, согласно правил дорожного движения. Но когда я матами или обычными словами, говорю о том, какой он «плохая редиска» – я осуждаю….  

Осуждение – это когда ты не просто взял на себя функцию судьи, которой у тебя и нет и выносишь решение, виновен или невиновен; Когда ты не только осуждаешь поступок или выбор человека, а ты меняешь к нему свое отношение как к личности! Он – плохой!!! В словах фарисея это видно в фразе «как этот мытарь»…

  • В этом огромная разница в осуждении и рассуждении – в оценке поступка или осуждении личности.
  • Осудить – значить вынести приговор о виновности или оправдании. И у нас, чаще всего, нет этого права – мы сами берем на себя роль судьи, и эталоном для приговора являемся тоже сами…
  • Есть два исключения: это судьи, как профессия, у которых есть общепринятые законы для ориентира в вынесении приговора.
  • В церкви применяется церковная дисциплина и у церкви есть Богом данное право осуждать греховное поведение на основании Писания – 1Кор.5.12. Но даже здесь может быть тонкая грань осуждения – необходимо много мудрости и молитвы, чтобы не осудить несправедливо, по человечески…

Но знаете, что еще хуже осуждения? Пред осуждение! Сегодня в мире- это даже какой-то тренд!

Ты еще вообще ничего не знаешь о человеке, и он тебе еще ничего плохого не сделал, но ты уже о нем думаешь плохо…

  • Когда то подобное осуждение было ко всем мусульманам, потому что они все террористы, теперь похожее отношение к русским…
  • Какой то пастор сделал где-то кому-то что-то плохое, или один верующий другому что то там сказал неприятное, о чем мы даже и не знаем, но мы уже другим рассказываем – какой он плохой.
  • Фарисей ничего не знал об этом мытаре, он не знал причину почему тот пришел в храм, что у него в сердце, в семье происходит, он не знал его жизненной ситуации – но уже осудил только потому, что он мытарь! Мы иногда делаем подобное, когда осуждаем только по профессии…

И на закуску, еще одна история:

Один человек пришел в церковь. Он забыл выключить свой телефон, который вдруг громко зазвонил во время молитвы… Пастор попросил его в следующий раз выключить телефон, люди, которые сидели рядом, после молитвы ему высказали, что он им мешал, а жена по дороге домой выговорила ему о его невнимательности…

После этого случая этого человека никогда больше не видели в церкви. В этот вечер он пошел в бар. Он все еще нервничал и его руки дрожали. Случайно он разлил свой напиток на стол. Официант извинился и дал ему салфетку, чтобы вытереться. Уборщик вытер пол, а управляющая бара предложила ему напиток за счет заведения. При этом она сказала: не беспокойтесь мужчина. Все делают ошибки. С этого дня он стал ходить в бар каждый день…..

Осуждение имеет последствия – и не только для нас, но и для других, с кем мы через осуждение создаем барьеры и рушим мосты общения…

Почему я вообще именно сегодня, на Вечерю говорю об осуждении? По трем причинам.

  1. Иисус Христос и другие авторы Нового Завета неоднократно говорят об этой существующей проблеме среди верующих людей. И не только говорят, что есть эта проблема, но и говорят, что нужно делать!
  2. Мф.7.1-5 Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: “дай, я выну сучок из глаза твоего”, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего.
  3. Ин.7.24 Не судите по наружности, но судите судом праведным.
  4. Рим.2.1 Поэтому нет тебе извинения, человек, судящий другого, кто бы ты ни был! Осуждая других, ты тем самым осуждаешь и себя, потому что ты, судящий, сам делаешь то же. (Новый Русский перевод)
  5. Рим.14.12-13 Каждый из нас ответит перед Богом сам за себя. Поэтому не будем больше судить друг друга. Лучше смотрите за собой, чтобы не делать ничего такого, из-за чего брат ваш может споткнуться и упасть. (Новый Русский перевод)
  6. Иак.4:12 Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?

Вы нашли в этих стихах для себя ответ – что нужно делать, когда в голове и на языке появляется желание что-то сказать о другом человеке? Думаю, ответ очевиден и хороший результат тоже будет очевиден, если послушаться Бога и вовремя остановится…

Никто не хочет оказаться с мишенью на спине, но дротики в спины других мы кидаем гораздо проще…

Проблема осуждения есть в каждом человеке, чья природа испорчена грехом еще с Эдемского Сада, когда первые люди стали перекладывать ответственность за свой грех друг на друга…

  • Но у нас есть Новая сущность, новая природа от Бога, данная при духовном рождении.
  • И у нас есть отличные повеления из Писания, которые возможно выполнять, благодаря наличию этой новой Природы во Христе.
  • И у нас есть Дух Святой, который напомнит, когда мы промазали…
  • И у нас есть кровь Христа, которая омывает от всякого греха! Даже от греха осуждения!
  • Судить или не судить – для Бога это уже решенный вопрос!

По справедливому Суду, Бог должен каждого человека наказать за его грехи, потому все согрешили и лишены Славы Божьей, говорит Писание Рим.3.23. И Бог будет судить именно за греховные поступки…

Но тут же в 24ст апостол Павел добавляет: получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе.

Вот как Бог решил этот вопрос! Наши грехи Бог вменил Иисусу Христу, и Он умер за наши грехи, понеся справедливое наказание. Мы сегодня вспоминаем об этом событии, когда будем совершать Заповедь Господню….

И благодаря этому свершенному действию и по вере в Господа Иисуса Христа, в признании себя перед Богом абсолютными грешниками, надеясь только на Божью благодать и милость, как это сделал мытарь в притче – мы получаем прощение грехов и полное оправдание перед Богом!

Бог не будет вас судить, если вы во Христе!!!

Это лучшее Евангелие, о котором говорится в этой истории – ты можешь уйти домой оправданным!

Бог сделал все возможное, чтобы человек был оправдан вместо заслуженного осуждения и наказания.

Всегда помните – Бог, вместо заслуженного осуждения, проявил к вам милость и благодать.

И это лучшая мотивация поступать точно также по отношению друг ко другу – не судить прежде времени, но отдать это право в руки Того, кто имеет для этого власть!

  • Вечеря, это средство благодати. Это не только огромная привилегия для всех членов церкви, которые заключили с Богом Завет через водное крещение, но и большая ответственность.

Ответственность перед самим собой. Ответственность перед церковью. Ответственность перед Богом.  И эта ответственность – в правильной оценке себя как Божьего Дитя перед Небесным Отцом, единственным справедливым, любящим и многомилостливым судьей, чья оценка не искажена грехом.

У которого есть и пряник и ремень – есть право наказывать и судить и есть право прощать и миловать…..

Но чтобы до ремня не доходило, Бог сегодня, в этот особый День – обращаясь к церкви еще раз говорит: проверьте себя!

Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром. (1Кор.11:28-32)

Проверьте себя! Не соседа….  Не папу или маму, не мужа или жену, не своих детей, не кого то, где-то, кто поступает неправильно…. ПОДУМАЙТЕ?

  • В каком я сейчас положении перед Богом? Прошенный и оправданный или еще даже не начинал бить себя в грудь, как мытарь, в глубоком сокрушении и покаянии перед Богом? Возможно уже давно для этого настало время – время для покаяния; Возможно – сегодня время уйти домой оправданным Богом!
  • Какие у меня отношения с моими братьями и сестрами в церкви и не только в нашей? Как я их люблю?
  • Нуждаюсь ли я в том, чтобы Евангелие меня меняло постоянно или я как фарисей не вижу необходимости в Искупителе, думая, что у меня и так все хорошо в духовной жизни?

Судить или не судить – это серьезный вопрос для нас сегодня… Но еще более важный вопрос – быть осужденным или оправданным Богом и это во многом зависит от нашего выбора сегодня…

Пусть Господь даст нам мудрости поступать правильно во всех этих вопросах…